Содержание: Введение
|
Формирование армии
5 Воздушная Армия была создана в условиях сложной военной и политической обстановки.
Воспользовавшись отсутствием второго фронта в Европе, немцы собрали все свои резервы и летом 1942 года прорвали фронт в юго-восточном направлении и, взяв инициативу в свои руки, в течение 5 месяцев прошли местами до 500 км. Немецкие войска, действовавшие на Восточном фронте, были развернуты в 4 группировки армий (фонта), вместо 3-х в 1941 году. А в состав ВВС на Советско-германском фронте к этому времени входило 16 Воздушных Армий, из которых 13 были немецкими. Для наступления на юго-восточном направлении (от Курска до Таганрога) гитлеровцы сосредоточили 8 армий (из них 5 немецких) и 6-ой Румынский армейский Корпус – всего 91 пехотных и 10 танковых дивизий. В этих условиях войска нашего Южного фронта, впоследствии влившиеся в Северо-Кавказский фронт и Северную группу Закавказского фронта в период отвода с рубежа р. Дон, имели перед собой противостоящего противника – южную группу армий «А» в составе 17 армии, 11 армии, 4 румынской армии. В 1942 году была напряженной и сложной воздушная обстановка. Немцы сосредоточили к этому времени на юге основную массу своей авиации, действовавшей на советско-германском фронте. К 5 июня 1942 года на всем фронте против нас было сконцентрировано 2800 боевых самолетов, из которых 1240 (в том числе 720 бомбардировщиков) действовало против южного и юго-западного фронта. Базировались немецкие самолета на аэродромах в районах Харькова, Днепропетровска, Запорожья, Кировограда, Полтавы, Николаева и Крыма. [5] В дальнейшем, в ходе своего наступления, немцы довели общее количество самолетов, действовавших на юге, до 1600 боевых машин, т.е., почти 60% всей авиации, действовавшей на Восточном фронте. Все это создало превосходство немцев в авиации. Так например, в период боев на рубеже р. Дон, а затем при отходе наших войск Южного фронта на северный Кавказ, немцы имели трехкратное превосходство (а в отдельных случаях и большее) над нашей авиацией. До мая 1942 года наша боевая авиация, в основном, находилась в составе общевойсковых армий и частично в непосредственном подчинении фронту. Каждая общевойсковая армия имела в своем составе 2—3 и больше авиадивизий. Управление ими осуществлялось штабом во главе с Командующим ВВС, который подчинялся Военному Совету общевойсковой армии. Первый период Великой отечественной войны показал, что такое распыление авиации по наземным армиям отрицательно сказывается на ее оперативно-тактическом использовании, так как сосредоточение авиации на более важных направлениях при такой организации была затруднена, а во многих случаях невозможна. В целях наиболее полного и рационального использования боевой авиации, в мае 1942 года Военно-Воздушные Силы фронтов были объединены в Воздушные Армии. [6] 5 Воздушная Армия была сформирована согласно приказа НКО СССР № 00110 от 3 июня 1942 года и войскам Северо-Кавказского фронта № УК/004 от 7.6.42 года из частей ВВС Крымского фронта, ВВС 44, 47, 51 и Крымской армий, а также 15 ударной истребительной группы. Уже к 10 июня армия окончательно организационно оформилась в следующем боевом составе: а) 236 истребительной авиадивизии с полками – 45 иап – на ЯК-1, – 247 иап – на ЯК-1, – 821 иап – на ЯК-1. б) 237 истребительной авиадивизии с полками – 25 иап – на самолетах МИГ-3, – 36 иап – на самолетах И-16, – 268 иап – на самолетах И-16. в) 265 истребительной авиадивизии с полками – 166 иап – на самолетах ЛАГГ-3 – 347 иап – на самолетах И-153, – 482 иап – на самолетах И-153. г) 238 штурмовой авиадивизии с полками – 103 шап – на самолетах ИЛ-2, – 217 шап – на самолетах ИЛ-2, – 570 шап – на самолетах ИЛ-2. д) 132 авиадивизии ДД с полками – 6 дбап – на самолетах ДБ-3, – 453 дбап – на самолетах ДБ-3, – 367 сбап – на самолетах СБ. [7] а) Частей непосредственного подчинения: – 742 орап – на самолетах ПО-2 – 753 – на самолетах Р-5 – 154 ораэ – на самолетах С-2. Были заново сформированы и переданы в состав 5 ВА: – 93 ААСП – на самолетах И-153 – 932 ААСП – на самолетах И-16, – 7 утап – на самолетах ЯК-1, ИЛ-2, ПЕ-2, – 35 окраэ – без матчасти. В состав 5 ВА вошли следующие тыловые части: а) 36 район авиабазирования с 485, 504, 510, 524 и 529 батальонами аэродромного обслуживания, 1986 головного авиационного головного авиационного склада, 136 автотранспортного батальона, 36 отдельной роты связи, 132, 135 технических команд по сборке аварийных самолетов и других подразделений. б) 38 район авиационного базирования с 434, 458, 474, 481, 482, 492, 506, 516 батальонами аэродромного обслуживания, одного батальона аэродромного обслуживания, не имевшего к тому времени своего номера, а также 1987 головного авиационного головного авиационного склада, 138 автотранспортного батальона, 38 отдельной роты связи, 9 отдельной хим. роты, 9 Кислородно-добывающей станции и других подразделений; в) 85 район авиабазирования с 457, 476, 514, 517, 453 батальонами аэродромного обслуживания, 185 отдельным автобатальоном, 1982 головным авиационным складом, 85 отдельной ротой связи, 112 и 120 отдельными зенитно-артиллерийскими батареями и другими подразделениями; [8] г) части непосредственного подчинения – 8, 24 и 61 отдельные инженерно-аэродромные батальоны, 18, 45 и 47 подвижные железно-дорожные авиамастерские, 160, 266, 306 стационарные авиамастерские, 7, 29 и 30 отдельные роты PJC, 110 отдельный батальон связи, 10 учебная рота связи, 167 отдельная кабельно-шестовая рота, перевалочная база № 2, склады НКО № 10 и № 485. Кроме того, в состав 5 ВА вошли – 6 отдельная рота связи при 132 авиадивизии, 7 отдельная рота связи при 265 авиадивизии, 185 отдельная рота связи при 236 авиадивизии, 186 отдельная рота связи при 237 авиадивизии, 187 отдельная рота связи при 238 авиадивизии. В конце июня 1942 года на пополнение в 5 ВА прибыли 518 иап на самолетах ЯК-1, 805 иап – на самолетах ЯК-1, 805 шап – на самолетах ИЛ-2 и 371 оаэс – на самолетах У-2. В составе 5 ВА на 1 июля 1942 года имелось: По боевым частям: 1. Летчиков и пилотов – 612 человек, 2. Летнабов и стрелков-бомбардиров – 197 человек, 3. Инженерно-технического состава – 1568 человек. 4. Остального нач. состава – 379 человек, 5. Политсостава – 177 человек. 6. Медсостава – 34 человека 7. Младших авиаспециалистов и рядового состава – 1755 человек. [9] 8. Адм. хоз. состава – 85 чел. Всего по этим частям 4747 человек. По тыловым частям: Комсостава – 563 чел. Технического состава – 1202 чел. Политсостава – 260 чел. Адм. хоз. состава – 258 чел. Медсостава – 147 чел. Младшего и рядового состава – 10857 чел. Всего по этим частям – 13297 чел. Всего по боевым и тыловым частям в армии насчитывалось после сформирования 18044 человека. Что касается техники, то ее наличие выглядело так:
[10] Командующий 5 Воздушной Армией генерал-майор авиации Горюнов Сергей Кондратьевич, Военкомом Армии – бригадный комиссар Грубич Андрей Петрович, начальник политотдела – полковой комиссар Проценко, начальником штаба армии – генерал-майор авиации Синяков Сергей Павлович, зам. командующего по тылу – подполковник Акимов (Аксенов?) Иван Кузьмич. Командиры и партийно-политический аппарат повели настоящую работу по укреплению и сколачиванию частей, соединений и всего личного состава армии, мобилизации его на ведение усиленных боевых задач.
| |