Содержание:

Формирование армии

5 Воздушная Армия была создана в условиях сложной военной и политической обстановки.

Воспользовавшись отсутствием второго фронта в Европе, немцы собрали все свои резервы и летом 1942 года прорвали фронт в юго-восточном направлении и, взяв инициативу в свои руки, в течение 5 месяцев прошли местами до 500 км.

Немецкие войска, действовавшие на Восточном фронте, были развернуты в 4 группировки армий (фонта), вместо 3-х в 1941 году. А в состав ВВС на Советско-германском фронте к этому времени входило 16 Воздушных Армий, из которых 13 были немецкими.

Для наступления на юго-восточном направлении (от Курска до Таганрога) гитлеровцы сосредоточили 8 армий (из них 5 немецких) и 6-ой Румынский армейский Корпус – всего 91 пехотных и 10 танковых дивизий.

В этих условиях войска нашего Южного фронта, впоследствии влившиеся в Северо-Кавказский фронт и Северную группу Закавказского фронта в период отвода с рубежа р. Дон, имели перед собой противостоящего противника – южную группу армий «А» в составе 17 армии, 11 армии, 4 румынской армии.

В 1942 году была напряженной и сложной воздушная обстановка. Немцы сосредоточили к этому времени на юге основную массу своей авиации, действовавшей на советско-германском фронте.

К 5 июня 1942 года на всем фронте против нас было сконцентрировано 2800 боевых самолетов, из которых 1240 (в том числе 720 бомбардировщиков) действовало против южного и юго-западного фронта. Базировались немецкие самолета на аэродромах в районах Харькова, Днепропетровска, Запорожья, Кировограда, Полтавы, Николаева и Крыма. [5]

В дальнейшем, в ходе своего наступления, немцы довели общее количество самолетов, действовавших на юге, до 1600 боевых машин, т.е., почти 60% всей авиации, действовавшей на Восточном фронте.

Все это создало превосходство немцев в авиации.

Так например, в период боев на рубеже р. Дон, а затем при отходе наших войск Южного фронта на северный Кавказ, немцы имели трехкратное превосходство (а в отдельных случаях и большее) над нашей авиацией.

До мая 1942 года наша боевая авиация, в основном, находилась в составе общевойсковых армий и частично в непосредственном подчинении фронту. Каждая общевойсковая армия имела в своем составе 2—3 и больше авиадивизий. Управление ими осуществлялось штабом во главе с Командующим ВВС, который подчинялся Военному Совету общевойсковой армии.

Первый период Великой отечественной войны показал, что такое распыление авиации по наземным армиям отрицательно сказывается на ее оперативно-тактическом использовании, так как сосредоточение авиации на более важных направлениях при такой организации была затруднена, а во многих случаях невозможна.

В целях наиболее полного и рационального использования боевой авиации, в мае 1942 года Военно-Воздушные Силы фронтов были объединены в Воздушные Армии. [6]

5 Воздушная Армия была сформирована согласно приказа НКО СССР № 00110 от 3 июня 1942 года и войскам Северо-Кавказского фронта № УК/004 от 7.6.42 года из частей ВВС Крымского фронта, ВВС 44, 47, 51 и Крымской армий, а также 15 ударной истребительной группы. Уже к 10 июня армия окончательно организационно оформилась в следующем боевом составе:

а) 236 истребительной авиадивизии с полками
– 45 иап – на ЯК-1,
– 247 иап – на ЯК-1,
– 821 иап – на ЯК-1.

б) 237 истребительной авиадивизии с полками
– 25 иап – на самолетах МИГ-3,
– 36 иап – на самолетах И-16,
– 268 иап – на самолетах И-16.

в) 265 истребительной авиадивизии с полками
– 166 иап – на самолетах ЛАГГ-3
– 347 иап – на самолетах И-153,
– 482 иап – на самолетах И-153.

г) 238 штурмовой авиадивизии с полками
– 103 шап – на самолетах ИЛ-2,
– 217 шап – на самолетах ИЛ-2,
– 570 шап – на самолетах ИЛ-2.

д) 132 авиадивизии ДД с полками
– 6 дбап – на самолетах ДБ-3,
– 453 дбап – на самолетах ДБ-3,
– 367 сбап – на самолетах СБ. [7]

а) Частей непосредственного подчинения:
– 742 орап – на самолетах ПО-2
– 753 – на самолетах Р-5
– 154 ораэ – на самолетах С-2.

Были заново сформированы и переданы в состав 5 ВА:
– 93 ААСП – на самолетах И-153
– 932 ААСП – на самолетах И-16,
– 7 утап – на самолетах ЯК-1, ИЛ-2, ПЕ-2,
– 35 окраэ – без матчасти.

В состав 5 ВА вошли следующие тыловые части:

а) 36 район авиабазирования с 485, 504, 510, 524 и 529 батальонами аэродромного обслуживания, 1986 головного авиационного головного авиационного склада, 136 автотранспортного батальона, 36 отдельной роты связи, 132, 135 технических команд по сборке аварийных самолетов и других подразделений.

б) 38 район авиационного базирования с 434, 458, 474, 481, 482, 492, 506, 516 батальонами аэродромного обслуживания, одного батальона аэродромного обслуживания, не имевшего к тому времени своего номера, а также 1987 головного авиационного головного авиационного склада, 138 автотранспортного батальона, 38 отдельной роты связи, 9 отдельной хим. роты, 9 Кислородно-добывающей станции и других подразделений;

в) 85 район авиабазирования с 457, 476, 514, 517, 453 батальонами аэродромного обслуживания, 185 отдельным автобатальоном, 1982 головным авиационным складом, 85 отдельной ротой связи, 112 и 120 отдельными зенитно-артиллерийскими батареями и другими подразделениями; [8]

г) части непосредственного подчинения – 8, 24 и 61 отдельные инженерно-аэродромные батальоны, 18, 45 и 47 подвижные железно-дорожные авиамастерские, 160, 266, 306 стационарные авиамастерские, 7, 29 и 30 отдельные роты PJC, 110 отдельный батальон связи, 10 учебная рота связи, 167 отдельная кабельно-шестовая рота, перевалочная база № 2, склады НКО № 10 и № 485.

Кроме того, в состав 5 ВА вошли – 6 отдельная рота связи при 132 авиадивизии, 7 отдельная рота связи при 265 авиадивизии, 185 отдельная рота связи при 236 авиадивизии, 186 отдельная рота связи при 237 авиадивизии, 187 отдельная рота связи при 238 авиадивизии.

В конце июня 1942 года на пополнение в 5 ВА прибыли 518 иап на самолетах ЯК-1, 805 иап – на самолетах ЯК-1, 805 шап – на самолетах ИЛ-2 и 371 оаэс – на самолетах У-2.

В составе 5 ВА на 1 июля 1942 года имелось:

По боевым частям:

1. Летчиков и пилотов – 612 человек,
2. Летнабов и стрелков-бомбардиров – 197 человек,
3. Инженерно-технического состава – 1568 человек.
4. Остального нач. состава – 379 человек,
5. Политсостава – 177 человек.
6. Медсостава – 34 человека
7. Младших авиаспециалистов и рядового состава – 1755 человек. [9]
8. Адм. хоз. состава – 85 чел.
Всего по этим частям 4747 человек.

По тыловым частям:

Комсостава – 563 чел.
Технического состава – 1202 чел.
Политсостава – 260 чел.
Адм. хоз. состава – 258 чел.
Медсостава – 147 чел.
Младшего и рядового состава – 10857 чел.
Всего по этим частям – 13297 чел.

Всего по боевым и тыловым частям в армии насчитывалось после сформирования 18044 человека.

Что касается техники, то ее наличие выглядело так:

  Исправных Неисправных Всего
ЯК-1 6 6 12
ЛАГГ-3 9 6 15
МИГ-3 0 1 1
И-16 9 8 17
И-153 12 2 14
И-15бис
ИЛ-2 13 6 19
ПО-2 1 2 3
СБ 6 3 9
ДБ-3 6 3 9
Г-2 22 3 25
С-2 9 1 10
Всего 93 41 134


[10]

Командующий 5 Воздушной Армией генерал-майор авиации Горюнов Сергей Кондратьевич, Военкомом Армии – бригадный комиссар Грубич Андрей Петрович, начальник политотдела – полковой комиссар Проценко, начальником штаба армии – генерал-майор авиации Синяков Сергей Павлович, зам. командующего по тылу – подполковник Акимов (Аксенов?) Иван Кузьмич.

Командиры и партийно-политический аппарат повели настоящую работу по укреплению и сколачиванию частей, соединений и всего личного состава армии, мобилизации его на ведение усиленных боевых задач.