Содержание: Введение
|
Боевые действия ВА в Белгородско-Харьковской операции
После провала немецкого наступления на Кубани, на основании директивы Ставки Верховного Главного командования управление 5 ВА, передав в первой половине апреля свои боевые части (237, 236 иад, 132 НБАД) в состав 4 ВА, в конце апреля 1943 года перебазировалось из Краснодара в Воронеж (аэродром Придага), а затем в Репное и Сосновку (25.5.–19.6.43 г.).
С 1 мая 1943 года в состав 5 ВА вошли 4 авиационных корпуса резерва Ставки Верховного Главного командования: 2 и 5 шак, 7 и 9 сак и 5 районов авиационного базирования (38, 40, 68, 76 и 85). Авиационные корпуса в первых числах мая закончили сосредоточение на своих аэродромах и приступили к боевой учебе, но в конце мая они выбыли из состава ВА, а вместо них прибыли 3 и 7 иак, 8 сак, 511 орап. [39] В течение мая и июня 1943 года управление Воздушной Армии занималось вопросами сколачивания прибывающих частей и соединений и организацией боевой подготовки. Части армии выполняли задачи: – патрулирование в воздухе и дежурство на аэродроме, – прикрытие районов сосредоточения наших войск и аэродромов базирования своей авиации. Выполняя эти задачи, армия только в течение мая произвела 584 самолетовылета. Вот один из боевых эпизодов тех дней: 8 мая 1943 года лейтенант Анатолий Кожевников вылетел на перехват фашистского разведчика Ю-88 и в воздушном бою сбил его. Экипаж сбитого самолета был взят в плен. На допросе пленные немцы дали ценные показания о подготовке своих войск к летнему наступлению. Приказом Командующего 5 ВА лейтенант Кожевников был награжден орденом Красного Знамени. Так, сочетая боевую учебу и посильные боевые действия, соединения и части Воздушной Армии готовились к боевым операциям лета 1943 года. 5 июля 1943 года противник силами семи пехотных и 11 танковых дивизий при поддержке большого количестве авиации предпринял наступление против частей Воронежского фронта. Имея основную группировку в районе Белгорода, противник основным ударом из этого района в направлении Обоянь, Корога имел задачу во взаимодействии со своей Орловской группировкой окружить и уничтожить наши войска, обороняющиеся по дуге Курского выступа и овладеть Курским плацдармом, обеспечив тем самым себе выгодные условия для дальнейшего наступления на Восток, (см. схему). [40] В течение 14-дневных тяжелых, упорных и ожесточенных боев противнику ценой огромных жертв и потерь удалось вклиниться вглубь нашей обороны. Однако, потери противника были столь велики и такими для него тяжелыми, что уже на 15 сутки наступил кризис его операции, продвижение его вперед остановилось, а наша оборона оказалась настолько сильной и непроницаемой, что район прорыва приобрел характер мешка, в котором противнику грозило полное уничтожение в случае мощного контрудара, уже начавшего сосредотачиваться на его флангах наших резервных войск. Такое положение вынудило противника перейти к немедленной эвакуации района неудавшегося прорыва, выделив для прикрытия своего отхода значительные арьегардные силы. Однако, мощными контрударами наши войска эти арьегарды сбивались на их промежуточных рубежах и к 3.6.43 года противник был отброшен почти полностью на его исходные позиции, на которых он пытался задержать наше дальнейшее продвижение вперед, на запад, опираясь на старый оборудованный оборонительный рубеж. Таким образом, прорыв немецких войск из района Белград в направлении на Курск к 3.8.43 г. был почти полностью ликвидирован с большими для них потерями. В период обороны наших войск на Курском направлении, т.е. с 5.7 и по 3.8.43 года части и соединения 5 ВА выполняли большие и ответственные задачи – прикрывали перегруппировку и сосредоточение войск Степного округа 5 гв. ТА и 4 ТК. [41] – вылетали на перехват самолетов-разведчиков противника. Всего за этот период было произведено 1883 самолетовылета с общим боевым налетом часов 1094 часа. В среднем в день летало 46 самолетов. Командованием Степного фронта к 3 августа 1943 года уже было подготовлено контрнаступление с целью захвата г. Белгорода и разгрома Белгородской группировки противника. Степной фронт (впоследствии 2 Украинский), получив пополнение и произведя перегруппировку сил в составе 69 и 53 Армий с 1 мех. корпусом и 7 гв. армией, не дав противнику закрепиться на достигнутых рубежах, наши войска года перешли в решительное наступление. Главный удар Степной фронт наносил войсками 53 и 69 Армий в направлении Журавлинный, Стрелецкое, Грязное, имея задачу во взаимодействии с войсками Воронежского фронта прорвать оборону противника, овладеть Белгородом обходом его с запада и вести дальнейшие наступление на Харьков. В результате такого замысла наступление обороны противника было прервано, сопротивление его было сломлено, Белгородская группировка его также была сокрушена и войска Степного фронта 5.8.43 года овладели г.Белгород, продолжая дальнейшее наступление в юго-западном направлении на Харьков. [42] Противник, неся большие потери и цепляясь за каждый населенный пункт, дом, высоту, превращая их в опорные пункты, систематически переходил в контратаки при поддержке танков и оказывал упорное огневое сопротивление наступлению войск Степного фронта, но благодаря стремительному наступлению последних при эффективном и мощном содействии частей 5 ВА, – противник успеха не имел и вынужден был продолжать отход на Харьков. 13 августа 1943 года на подступах к Харькову враг занял оборону, резко усилив огонь из всех видов оружия с тем, чтобы удержать город, выиграть время и эвакуировать из него технику, тылы и материальные ценности. Однако, войска Степного фронта, сломив сопротивление Харьковской группировки, ударом с 3-х направлений 23 августа овладели второй столицей Украины, Харьковом, окончательно освободив его от немецко-фашистских захватчиков и отбросив противника на южный и юго-западный берег р. Уда. В процессе двадцатидневной боевой деятельности 5 ВА мощными ударами с воздуха по обороне противника и боевым порядкам его войск, в тесном взаимодействии с наземными войсками Степного фронта, совместно с артиллерией вела авиационное наступление впереди наземных войск и тем самым оказывала значительное и эффективное содействие войскам Степного фронта успешно завершить Белгородско-Харьковскую наступательную операцию. [43] Боевой опыт показал, что для решения задач Армейской операции или содействия наземной армии главного направления численность авиации должна доходить до 150—200 самолетов на одну полевую Армию, т.е. Воздушная Армия должна иметь в своем составе 700— 1200 самолетов. К началу Белгородско-Харьковской операции 5 ВА имела 670 самолетов, а боеготовых – 563 самолета. В ходе операции в состав 5 ВА вошла авиадивизия, имевшая 99 самолетов. Таким образом, в Белгородско-Харьковской операции на каждую армию ударного направления имелось в среднем до 150 самолетов с учетом того, что 150– 200 самолетов оставались в резерве Командующего фронтом или Командующего 5 ВА для наращивания сил или удара по подходящим резервам противника к полю боя. Из числа 563 боеготовых самолетов 5ВА имела: – 126 бомбардировщиков ПЕ-2, – 181 штурмовик ИЛ-2, – 240 истребителей ЛА-5, ЯК-1 и ЯК-7б, – 16 разведчиков ПЕ-2. Такой состав 5 ВА хотя и с большим напряжением, но успешно решал все основные задачи авиации, и, следовательно, удовлетворял необходимые заявки и требования командования наземных войск. Анализируя движение самолетного парка, необходимо отметить: – самолетный парк полностью восполнен не был, что приводило к неизменной убыли этого парка вместо наращивания его к концу операции; [44] – пополнение парка шло главным образом за счет матчасти самолетов, поступающих с заводов Отечественной промышленности; – полевой ремонт с задачами в этой операции не справился, в течение операции из ремонта поступило всего лишь 25 самолетов из сданных на ремонт 101 самолета. Против наших 563 самолетов противник имел 417 самолетов, в том числе МЕ-109 и ФВ-190–206 самолетов, Ю-88–135 самолетов, ХЕ-111–31 самолет, ФВ-189–25 самолетов и ХШ-123–29 самолетов, на аэродромах, удаленных от линии фронта на 15—20 км. В связи с продвижением наших войск противник вынужден свою авиацию перебазировать на огневые аэродромы со значительным удалением от линии фронта. На 20.8.43 года визуальным наблюдением и дешифрированием фотоснимков было установлено, что на аэродромах базирования противник имел уже 509 самолетов. Таким образом, базирование авиации противника в первые дни операции позволяло ему организовать наращивание сил над полем боя, но с продвижением наших войск вперед эта система была нарушена и противник вынужден был базировать свою авиацию на ограниченной сети аэродромов, сосредотачивая большое количество самолетов на одном аэродроме (до 150 самолетов). После удара по его аэродромам частями 5 ВА, противник вынужден был уйти на аэродромы глубокого тыла, что усложняло для него условия нанесения массированных ударов по боевым порядкам наших войск и резко снижало боевое напряжение в самолетовылетах. [45] Количественного превосходства противник над нашей авиацией не имел и соотношение сил в этой операции было примерно равным, но по качеству самолеты противника во многом уступали нашим, что сказалось с первых же дней операции; благодаря такому соотношению части 5 ВА в первые же дни этой операции смогли завоевать господство в воздухе и удержать его до конца операции. План массированного боевого применения соединений и частей 5 ВА полностью исходил из оперативного замысла Командующего войсками фронта и обеспечивал нацеливание основных усилий авиации на решение главных задач операции, вначале общевойсковых, а затем танковых соединений и объединений фронта. Тщательно были отработаны вопросы взаимодействия с наземными войсками. Во все стрелковые и танковые соединения были высланы авиационные представители. Было организовано взаимодействие между различными видами авиации. В разработке плана боевого использования авиации 5 ВА в Белгородско-Харьковской операции принимали активное участие Командующий и Начальник штаба ВВС Красной Армии. 3 августа 1943 года началось наступление войск Воронежского и Степного фронтов предшествовало авиационное наступление, которое открылось ударами ночных бомбардировщиков. С утра 4 августа бомбардировщики и штурмовики 5 ВА нанесли массированные удары по войскам противника на поле боя, взломали опорные пункты и узлы сопротивления на направлении главного удара. [46] В течение первого дня операции соединениями и частями 5 ВА было произведено 1115 боевых вылетов, сброшено 309 тонн авиабомб, проведено 33 воздушных боя, в которых сбито 32 самолета противника. В этот день бомбардировочными и штурмовыми ударами авиации было уничтожено 89 танков, 300 автомашин, взорвано 19 складов боеприпасов и горючего, разрушена переправа. Анализ боевой деятельности 5 ВА в первый день операции показывает, что: – в основе боевого использования авиации лежал принцип непрерывных и сосредоточенных ударов, – усилия авиации не рассредоточились по всему пространству, а концентрировались на решение основной задачи на главном направлении, – концентрация такой мощи авиационного огня производилась отнюдь не безотносительно обстановки, а в строгой связи с ней, в соответствии с потребностями наземных войск; – воздушная армия держала под непрерывным воздействием оборону противника на всю ее глубину, в тоже время главные усилия направляя на уничтожение объектов на поле боя, – основная задача, которая стояла перед авиацией – прокладывать дорогу пехоте, т.е., наступать совместно с пехотой, и своим мощным огнем – бомбами, пулеметами и пушками шаг за шагом подавлять всю систему обороны противника, сломить его волю к сопротивлению или уничтожить его и тем самым расчистить путь своим войскам, 5 ВА выполнила успешно. [47] Все попытки противника оказать сколько-нибудь эффективное противодействие нашей авиации оказались безрезультатными. Почти всегда нашей авиации удавалось иметь превосходство в силах. В последующих за первым днем боях, после ввода в прорыв эшелонов развития, в течение трех дней ВА было произведено 2733 самолетовылетов, в том числе бомбардировщиками 700, штурмовиками – 1000, истребителями 1050. Действия нашей авиации настолько были эффективны, что наземные части с восхищением отзывались о боевой работе летчиков соединений и частей 5 ВА. Наши штурмовики, взаимодействуя с наземными частями, очень часто своими эффективными действиями по войскам противника, узлам его сопротивления, прокладывали путь пехоте и обеспечивали ее продвижение. Вот один из боевых эпизодов: 3.8.43 г. года наша пехота долгое время не могла овладеть сильно укрепленным опорным пунктом Вислое. В этот район было послано 60 самолетов ИЛ-2, которые произвели интенсивную штурмовую обработку опорного пункта. После этого наша пехота, перейдя в атаку, без помех овладела этим пунктом. 5.8.43 г. года наша пехота встретила сильное сопротивление на северной окраине Белгорода. Последовательными ударами штурмовиков система обороны противника была полностью парализована и наши части ворвались в город. [48] С 6 по 23 августа длилась напряженная борьба по ликвидации Белгородско-Харьковского плацдарма. Этот этап отличался крайней ожесточенностью, противник любой ценой стремился удержать Харьков, он бросал свои части в ожесточенные контратаки, вводил в бой крупные соединения танков, пехоты и авиации. К 18 августа немецко-фашистское командование перебросило на аэродромы Конотоп, Миргород, Полтава и Лебедин до 350—400 бомбардировщиков и 200 истребителей. Несмотря на это господство в воздухе осталось за нашей авиацией, которая в этот период сыграла значительную роль по успешному завершению Белгородско-Харьковской операции. В этих боях отличились: – 81, 82, 162 бап и лучшие летчики этих полков гв. лейтенант Шандула, гв. мл. лейтенант Шарабан М.Ф., гв. лейтенант Массалов В.Е., стрелок-радист гв. ст.сержант Ерема В.П., снайперская авиаэскадрилья гв. капитана Скоробогатова; – 142, 143, 155 гв. шап и летчики гв. мл. лейтенант Т. Бегельдинов, гв. капитан Александров, гв. капитан Пошевальщиков, гв. подполковник Володин; летчики-истребители мастера сопровождения штурмовиков гв. майор Дунаев Н.П., гв. капитан Луганский С.А., лейтенанты Усов и Бабкин; [49] 294 и 302 иад и летчики этих дивизий капитан Матвиенко, майор Рязанцев, капитан Куклин, лейтенанты Скляров, Зудилов, Михайлов, Метик, Артамонов, мл. лейтенант Борисенко. Родина никогда не забудет летчика-истребителя ст. лейтенанта Кучеренко, отдавшего свою жизнь в боях за Харьков. Всего за период Белгородско-Харьковской операции частями 5 ВА произведено 19897 самолетовылетов, 441 воздушный бой, в результате которых сбит 431 самолет противника. Бомбо-штурмовыми ударами на войска и технику противника сброшено 2906 тонн бомб, выпущено более 2,5 млн снарядов и одного миллиона патронов, уничтожено 654 танка, 4228 автомашин, 123 склада с горючим и боеприпасами, выведено из строя около 12000 солдат и офицеров, уничтожено огнем зенитной артиллерии 288 и на земле 62 самолета противника. За этот период потери частей и соединений 5 ВА составили 230 самолетов, в том числе потери в воздушных боях 90, от огня зенитной артиллерии – 62, не вернулись на свои аэродромы – 61, уничтожено на земле – 5 и небоевые потери, происшедшие по вине личного состава – 12 самолетов. Боевые действия 5 ЗА в Белгородско-Харьковской наступательной операции получили высокую оценку командования фронтом, Верховного Главного командования. 23 августа 1943 года Верховный Главнокомандующий в своем приказе писал: «Сегодня, 23 августа, войска Степного фронта при активном содействии с фангов войск Воронежского и Юго-Западного фронтов в результате ожесточенных боев сломили сопротивление противника и штурмом взяли г. Харьков. [50] В боях за город Харьков отличились летчики генерал-лейтенанта авиации Горюнова... За отличные боевые действия об’являю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в операции по освобождению Харькова.» Так начался боевой путь 5 Воздушной Армии в победоносных боях 1943—1945 г.г. [51]
| |