Содержание:

Организация, формы и методы партийно-политической работы в боевой обстановке 1942—1943 г.г.

Вероломное нападение фашистской Германии потребовало коренной перестройки партийно-политической работы в авиационных частях и соединениях. Вся деятельность командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций теперь должна была полностью подчинена делу борьбы с нависшей над Родиной опасностью, выполнению требований партии «Все для фронта, все для победы».

Перестройка партийно-политической работы проходила в чрезвычайно трудных условиях. Внезапно обрушившиеся удары фашистской авиации на многие аэродромы, крупные потери наших ВВС, понесенные от этих ударов, беспрерывно продолжавшиеся новые налеты вражеский авиации, отсутствие необходимого боевого опыта у наших авиационных кадров, быстрое продвижение войск противника вглубь советской страны – все это в сочетании с целым рядом других неблагоприятных моментов крайне осложнило организацию боевой деятельности нашей авиации.

В этих условиях первостепенное значение приобретали организационность, стойкость и мужество советских авиаторов. [61] Именно поэтому основные усилия командиров, политорганов и комсомольских организаций 5 ВА сразу же после сформирования сосредотачивались на укреплении политико-морального состояние личного состава. Главное в их деятельности занимали организационные и идеологические меры, способные не допустить растерянности, паники, сохранить и повысить боеспособность авиационных частей и соединений.

Политорганы, политработники частей и партийные организации принимали все меры к повышению боевого мастерства летного состава, к сколачиванию личного состава, подразделений и частей, к повышению боевой стойкости, мужества и героизма в бою. [62]

Повышение активности и боевитости партийных организаций, на воспитание из коммунистов подлинных вожаков красноармейской массы, создающих свою ответственность за железную воинскую дисциплину, высокое политико-моральное состояние личного состава.

Важную роль в решении этой задачи играли партийные собрания. В дни войны в каждой партийной организации даже в самые напряженные дни боев, регулярно проводили собрания, на котором коммунисты и комсомольцы знакомили с обстановкой, получали конкретные партийные задания. После собраний коммунисты и комсомольцы проводили в своих подразделениях политическую работу среди личного состава, мобилизуя его на выполнение боевых задач.

Так например, в июле 1942 года в 60 дбап 132 ад состоялись партийные собрания с повесткой дня «О состоянии противовоздушной обороны аэродрома и задачи коммунистов в повышении боевой готовности».

– Во всех партийных организациях 1 шак в декабре 1942 года прошли партийные собрания с вопросом «Итоги боевой работы и задачи партийных организаций».

– в партийных организациях 7 сак в июне 1943 г. на партийных и комсомольских собраниях обсуждался вопрос «Политико-моральное состояние личного состава, состояние воинской дисциплины и практическая реализация приказа Верховного Главнокомандующего № 195».

– В июле 1943 года во всех партийных и комсомольских организациях 1 шак прошли партийные и комсомольские собрания с повесткой дня «Коммунисты (комсомольцы) в оборонительных боях на Воронежском фронте» и задачи по подготовке к предстоящим боям». [62]

Большое положительное значение в повышении боевитости парторганизаций имела перестройка их работы в соответствии директивы ГлавПУ ККА № 05 и 024, а танке Постановление ГКО от 15.6.43 года.

Перестройка позволила значительно активизировать деятельность партийных организаций. Если раньше партийные бюро частей и подразделений на своих заседаниях ограничивались лишь разбором персональных дел, то после перестройки партийные организации получили возможность глубже вникать во все стороны боевой и политической, подготовки, оказывать партийное влияние на устранение недостатков. На бюро стали обсуждаться все вопросы боевой работы, политического воспитания, состояния вотской дисциплины.

Так например, в 809 шап 264 шад в июле 1943 года на заседании бюро был заслушан доклад командира аэ коммуниста Щедогубова о передовой роли коммунистов в боевой учебе и дисциплине».

В 36 гбап на заседании партийного бюро был заслушан доклад инженера аэ т. Волкова об авангардной роли коммунистов аэ в содержании в постоянной боевой готовности материальной части самолетов и вооружения.

Большое значение в партийной работе в годы войны приобрели совещания и собрания партийного актива. [63]

В частях и соединениях ВА собрания партийного актива проводились регулярно. На них обсуждались важнейшие вопросы боевой работы, политического воспитания коммунистов, вопросы внутренней жизни страны. Так например, в 1942—1943 г.г. в частях и соединениях на партийных активах выносились такие вопросы, как:

– политико-моральное состояние и задачи партийных организаций,

– О задачах партийных организаций в мобилизации коммунистов на своевременный и качественный ремонт и восстановление побежденной техники;

– Задачи партийных организаций в мобилизации коммунистов на успешное переучивание в ночных условиях и другие вопросы.

Политорганы и партийные организации ВА уделяли повседневное внимание работе с партийным активом, поэтому помимо проведения собраний и совещаний актива, в частях и соединениях широко использовали такие формы, как:

– семинары парторганов, их заместителей, членов бюро, агитаторов подразделений, редакторов стенной печати, докладчиков,

– приобщение к активной партийной и комсомольской работе, путем дачи поручений,

– организация для партийного актива квалифицированных лекций, докладов, бесед. [64]

Так например, в 4 иак для партийного актива в конце 1943 года были прочитаны такие лекции и доклады:

– марксистско-ленинское учение об армии,

– партия – источник силы нашего государства.

В составе партийного актива соединений и частей были лучшие представители партийных организаций.

Так например, партийный актив 7 истребительного авиационного корпуса к концу 1943 года насчитывал 174 человека, что составляло 34% к общему количеству членов КПСС Корпуса.

В числе актива были 28 политработников, 34 летчика, 39 инженеров и техников, 52 штабных офицера, 21 межник и оружейник.

В полках партактив насчитывал в среднем 25—27 человек, это, как правило, командир полка, его заместители, командиры аэ и их заместители, секретари парторганизаций, члены партбюро, редакторы стенной печати, агитаторы. Аналогичной состав партактива имелся и в бад.

Огромное значение в повышении влияния партийных организаций на массы, воинов-авиаторов, воспитании у них высокой сознательности и стойкости в бою имела работа по росту партии.

Лучшие люди авиации – летчики, штурманы, стрелки-радисты, авиационные специалисты – стремились вступить в ряды славной Коммунистической партии Советского Союза. Так, в разгар ожесточенных сражений летом 1942 года ежемесячно вступали в Коммунистическую партию сотни воинов-авиаторов. [65]

Например, в июне 1942 года в члены партии было принято 100 человек, кандидатами в члены партии – 206 человек.

В июле было принято соответственно 78 и 190 человек.

Особенно возрос прием в партию в период участия армии в Белгородско-Харьковской наступательной операции. Только за 4 месяца июль–октябрь 1943 года членами и кандидатами в члены партии стали 1811 человек.

Всего с июня 1942 года, т.е., с момента создания 5 ВА и по декабрь 1943 года парторганизациями 5 ВА было принято в члены и кандидаты партии 5200 человек.

Рост рядов партии – это результат той огромной воспитательной работы, которая проводилась с воинами-авиаторами командирами, политработниками, политорганами и партийными организациями.

Укрепление партийных организаций в ходе боевых действий являлось одной из главных задач работы политорганов. Эта задача решалась не только путем систематического приема в партию отличившихся в боях за Родину, политического и практического воспитания коммунистов и обеспечения их авангардной роли в выполнении боевых задач.

Укреплению партийных и комсомольских организаций способствовал правильный подбор, расстановка и воспитание партийного актива, назначение на должность комсоргов и парторгов наиболее авторитетных коммунистов и комсомольцев. [66]

Другим основным направлением в партийно-политической работе в годы войны являлось политическое воспитание личного состава.

Для политических занятий с личным составом авиационных частей создавались группа назначались руководители семинаров.

Вот например, как были организованы политические занятия в частях 7 сак в 1943 роду в соответствии директивы Военного Совета СКВО от 1.5.43 года.

В каждом полку созданы:

– в бомбардировочных полках – 8 групп политических занятий.

– в истребительных полках – 6 групп.

Организационно это выглядело так: в каждом полку создавались по 2 группы в масштабе части – группа командиров аэ, их заместителей, старших техников аэ, руководящего состава штаба ап и группа командиров звеньев, техников звеньев и штурманов звеньев.

В авиаэскадрильях также создавались 2 группы: 1-ая группа – летчики, штурманы и стрелки-радисты, 2-ая группа – механики, мотористы и другие авиационные специалисты.

Занятия в полковых группах проводились раз в неделю, в группах аэ – 2 раза. Метод проведения занятий – один час рассказ, второй час – развернутая беседа.

Тематика политических занятий была направлена главным образом на воспитание высокой сознательности, исполнительности и верности воинскому долгу, воспитание ненависти к немецко-фашистским захватчикам. [67] Так например, в частях 8 сак в этот же период с личным составом на политических занятиях были изучены такие темы, как:

«Военная присяга – закон советских воинов,

«Rак советский закон карает изменников Родины»,

«Два года Отечественной войны,

«Провал авантюристических планов германского фашизма,

«Изучай и сберегай свое боевое оружие»,

«Экономика Германии»,

«О сущности воинской дисциплины»,

Идейно-политическое воспитание в частях 5 ВА строилось в тесной связи с воинским обучением и направлялось праще всего на повышение боевого мастерства, боевой выучки авиаторов.

Для успешного ведения боевых действий недостаточно одного желания летчика смело идти в бой, для этого необходимо еще умение и навыки. Вот почему в частях в перерывах между боевыми действиями проводились учебно-тренировочные полеты на отработку техники пилотирования, совершенствованию тактики воздушного боя и других элементов боевого применения.

Действенными фермами воспитания и обучения летного и технического состава были индивидуальные и коллективные беседы об опыте воздушных боев, штурмовке и бомбардировке об’ектов противника, лекции и доклады на военные и технические темы, летно-технические и летно-тактические конференции по изучению опыта войны, освоение нового оружия, авиационной техники и т.д. [68]

В июле 1943 года в 4-м иак была проведена конференция руководящего состава корпуса, а затем конференции летного состава были проведены в дивизиях корпуса. На конференциях обсуждались действия авиации в оборонительных операциях и мероприятиях по улучшению организации и управления воздушный боями с земли. В результате всестороннего обсуждения, в котором приняло участие большое количество летного и технического состава, были выработаны и внедрены в жизнь новые формы доклада старшего группы при смене патрулей в воздухе в районе прикрытия своих войск, например: «Я, Иванов, Ястреб 14»,

– для наращивания силы в бою при встрече патрулей с превосходящими силами противника создана специальная группа лучших летчиков (группа получила название «МЕГ») в составе 14 самолетов. Командиром этой группы был назначен один из лучших командиров аэ капитан Чувелев;

– для управления воздушным боем с земли по радио в районе прикрытия своих войск стали специально выделяться офицеры по должности не ниже командира аэ;

– на каждом аэродроме установлены специальные радиоприемники, работающие исключительно на контроль связи между офицером, руководящим боем, и патрулями в воздухе, что давало возможность командирам частей быть всегда в курсе воздушной обстановки в районе прикрытия; [69]

– улучшена организация взаимодействия с бомбардировочной авиацией и в частности разработана специальная инструкция по взаимодействию с бомбардировочной авиацией:

– разработана специальная радиосигнальная таблица,

– разработан порядок встречи ведущих группы истребителей, и бомбардировщиков,

– организован обмен боевыми донесениями между ИА и ВА после выполнения боевого задания для своевременной ликвидации допущенных недочетов,

Мероприятия, разработанные конференциями, имели большое значение в боевой работе частей корпуса.

Интересные, поучительные конференции были проведены по инициативе партийной организации 21 Краснознаменного гвардейского иап 304 иад в сентябре 1943 года. Они были посвящены вопросам:

– воздушный бой с истребителями противника,

– воздушный бой истребителей с бомбардировщиками противника,

– третья конференция посвящалась вопросам огневой подготовки.

Особое значение в годы войны приобретала партийно-политическая работа непосредственно в боевой обстановке, на аэродроме, в поле. На ее организацию и проведение направлялись все усилия командования и политотдела армии, командиров и политорганов соединения, партийных и комсомольских организаций. [70]

Основным содержанием этой работы было воспитание высоких морально-боевых качеств, стойкости и мужества воинов-авиаторов, воспитание жгучей ненависти к немецко-фашистским захватчикам.

Так например, в августе 1943 года политотделом 4 иак был разработан план партийно-политической работы по обеспечению Белгородской наступательной операции. В нем предусматривалась проведение партийных и комсомольских собраний по мобилизации коммунистов и комсомольцев на выполнение боевых задач, подготовка и выпуск специального обращения командира корпуса к личному составу, проведения митингов в частях по этому обращению, организация партийного и комсомольского актива, чтение лекций и докладов, проведение бесед, мероприятия по пропаганде героизма воинов в боях с немецкими захватчиками.

Для оказания помощи в организации партполитработы в части и соединения выехали все работники политотдела корпуса.

Проводимая в этот период партийно-политическая работа носила боевой наступательный характер, воспитывала ненависть у личного состава к немецко-фашистским захватчикам, поднимала на героизм и подвиги.

Вот лишь некоторые беседы и доклады, проведенные в частях Корпуса в дни августовского наступления:

– Крах фашистской Италии,

– Провал июльского наступления немцев,

– Сила большевистского примера в бою,

– Каким должен быть коммунист и комсомолец в бою, [71]

– Крепить и умножать боевые традиции своего полка.

В ходе боевых действий постоянно пропагандировались героические поступки воинов-авиаторов. Здесь широко использовались митинги личного состава, выпуск «Молний», фотогазет, патриотические надписи на фюзеляжах самолетов, такие как «За капитана Малова!», «За Гришу Клепикова!».

На митинге личного состава 800 шап, посвященном памяти погибшего майора Ушакова, летчик Карпов внес предложение – открыть счет мести за майора Ушакова, а лейтенант Левашов, выступая на этом митинге, обратился с просьбой к командованию – разрешить ему летать на штурмовку противника с максимальной бомбовой нагрузкой.

В память любимого командира технический состав полка взял обязательство своими силами за ночь восстановить всю поврежденную в боях матчасть.

На митинге личного состава 82 гв. бомбардировочного полка 1 бак, посвященного героизму летчиков, гв. старший лейтенант Скоробогатов сказал: «Мы на своих краснозвездных машинах несем смерть немецким извергам. Наша священная месть настигает всюду проклятую немчуру. Настал на нашей улице праздник. Недалек день победы. Мы, летчики, сделаем все от нас завйсящее, чтобы приблизить желанную победу». [72]

Особое значение для воспитания высоких морально-боевых качеств, мужества и стойкости в бою имела пропаганда героизма, личного примера командиров и политработников в бою. Командиров и политработников, которые показывали мужество, бесстрашие, высокое боевое мастерство и незнание страха в борьбе с врагом, летчики любили, верили им, шли за ними в бой, учились у них искусству побеждать.

Многие авиационные командиры и рядовые летчики в ожесточенных оборонительных и наступательных воздушных боях 1942—1943 г.г. снискали себе уважение и любовь всего личного состава частей и соединений 5 ВА. Это были командир 236 иад подполковник Кудряшов, командир 269 иап майор Третьяков, командир 267 иап майор Орлов, командир 611 иап майор Гугунов, штурман 236 иадй подполковник Калараш, заместитель командира 518 иап майор Щитов, заместитель командира аэ 269 иап старший лейтенант Комозин, летчики шедший лейтенант Мухамеджин, младший лейтенант Колесников, лейтенант Мазоль, капитан Турыгин, лейтенант Поджары, капитан Федоров (за один день сбил 6 самолетов) и многие-многие другие.

В период летнего наступления наших войск на Белгородско-Харьковском направлении храбрость, героизм, высокое летное мастерство и организаторские способности командиров показали Врид командира 467 иап майор Зотов, к тому времени совершивший 218 боевых вылетов и сбивший 15 самолетов противника, штурман 183 иап капитан Родин, совершивший 197 боевых вылетов и сбивший 12 самолетов противника, командир 294 иап гв. подполковник Тараненко, совершивший 234 боевых вылета, сбивший лично 4 самолета противника и 4 самолета в групповых боях. [73]

В жарких схватках с воздушным противником в период август–декабрь 1943 года выросли прославленные советские ассы – майор Ольховский – врио командира полка, старший лейтенант Кожедуб (командир аэ 240 иап), сбивший к тому времени 25 самолетов противника, капитан Семенов – помощник командира по ВСС 240 иап, лейтенант Юдин – командир звена 427 иап.

Все они удостоены высокого звания Героев Советского Союза.

Бесстрашным летчиком, умелым руководителем и воспитателем подчиненных зарекомендовал себя командир аэ 270 иап Герой Советского Союза Луганский Сергей Данилович.

Участвуя в боях на Белгородско-Харьковском направлении с августа по ноябрь 1943 года он совершил 128 боевых вылетов, провел 47 воздушных боев, в которых сбил 13 самолетов противника.

Летный состав руководимой им авиаэскадрильи за это же время совершил 996 боевых вылетов, провел 217 воздушных боев, в которых сбил 43 самолета противника.

Примеры высокой сознательности, подлинного героизма и стойкости показывал личный состав армии в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

28 августа 1942 года летчик 502 шап сержант Лаук на самолете ИЛ-2 штурмовал скопление противника в районе населенного пункта Черниговская. Прямым попаданием снаряда ЗА самолет Лаука был подбит. Видя, что машину спасти нельзя, летчик направил свой самолет в гущу танков и бронемашин. Сержанту Лаук посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. [74]

В июне 1943 года при выполнении боевого задания у ведущего командира авиаэскадрильи лейтенанта Пошевальникова был убит воздушный стрелок ефрейтор Дмитриев, а над целью от прямого попадания снаряда загорелся самолет.

На горящем, трудно управляемом самолете Пошевальников перетянул линию фронта и произвел посадку на поле. Все это видел комсомолец мл. лейтенант Грядинский. Он принял смелое решнение: посадил свой самолет рядом с машиной Пошевальникова, забрал командира на свой самолет и благополучно вернулся на аэродром.

Образцом в выполнении своего воинского долга перед Родиной явился подвиг комсомольца-летчика мл. лейтенанта Шадрина.

При штурмовке живой силы и техники противника в районе боевых действий группа, в которой находился Шадрин, была атакована истребителями противника. Отбив атаки врага, группа отлично выполнила поставленную боевую задачу. Но при выходе из атаки огнем ЗА самолет Щадрина был подбит – вражеский снаряд разорвался в кабине летчика, вывел из строя пилотажные приборы, а сам Шадрин получил тяжелые ранения в ноги и руки. Истекая кровью, Шадрин вел домой трудно управляемый самолет. В полубессознательном состоянии произвел посадку на свой аэродром. Как оказалось, кроме тяжелого ранения руки и ноги, Шадрин получил 20 мелких ранений. [75]

16 июля 12 самолетов ЛА-5 240 иап сопровождали 18 бомбардировщиков ПЕ-2 в районе Озерский–Клинки. 6 истребителей противника МЕ-109 и ФВ-190 пытались атаковать наших бомбардирощиков. По команде командира группы прикрытия мл. лейтенанта Гришина наши истребители атаковали противника, обеспечив действия наших бомбардирощиков, для удара по противнику. При первой же атаке Гришин вогнал МЕ-109 в землю, а вслед за ним мл. лейтенант Евстигнеев (впоследствии дважды Герой Советского Союза) сбил еще один самолет МВ-109. Это была 14 победа молодого летчика-комсомольца.

Во 2-ой вылет Гришин во главе 6 истребителей прикрывал группу бомбардировщиков ПЕ-2. В районе Белгорода наши истребители завязали бой с истребителями противника. 4 МЕ-109 атаковали самолет мл. лейтенанта Гришина. Умело маневрируя, Гришин меткой очередью сбил самолет противника. При выходе из атаки самолет Гришина был подбит и получил тяжелые повреждения. Молодой летчик сумел привести самолет на свой аэродром и благополучно произвел посадку.

В годы войны советские авиаторы проявляли невиданную стойкость, преодолевая, казалось, нечеловеческие трудности.

В августе 1943 года при выполнении боевого задания экипаж в составе гв. мл. лейтенанта Богданова (из 81 гв. бап), гв. сержанта Романова, гв. ст.сержанта Сейко после выполнения задания по бомбометанию на цель, был атакован двумя самолетами МЕ-109. Первая атака была отбита стрелком-радистом гв. ст. сержантом Сейко. [76] Во второй атаке Сейко сбил один МЕ-109. Однако, второму фашисту удалось подбить наш самолет. При этом был поврежден левый мотор и осколками снарядов ранен весь экипаж, загорелись ракеты.

Раненый экипаж мужественно боролся с огнем и потушил его.

Управляя левой рукой самолетом (правая была повреждена) с одним работающим мотором, с поврежденной гидросистемой, неработающими пилотажными приборами, перебитым хвостовым оперением, командир экипажа мл. лейтенант Богданов привел машину на свой аэродром, мастерски посадил ее на мотогондолу, спас жизнь экипажу.

Летом 1943 года в тяжелые дни боев в Белгородской операции группа наших самолетов во главе с Героем Советского Союза Юдиным получила задание прикрыть наземные войска. И вот над полем боя встретились 9 бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием 4 МЕ-109, которые приготовились бомбить наши боевые порядки.

Группа смело ринулась на врага. Завязался неравный бой. Юдин с первой же атаки сбил бомбардировщик противника. В это время ведущий пары Агданцев связал боем четверку МЕ-109 и с первой же атаки сбил истребитель противника. Уцелевшие 3 МЕ-109, ошеломленные внезапностью и силой удара наших летчиков, поспешили удрать с поля боя. Агданцев поспешил на помощь Юдину, и со второй атаки сбил еще один самолет. Однако, боеприпасы копились. Тогда Агданцев ринулся на последний, поспешно удиравший бомбардировщик противника, догнал его и таранил его, а сам благополучно привел поврежденный самолет на свой аэродром. [77]

14 января 1943 года группа наших самолетов ИЛ-2 во главе со старшим лейтенантом Куксиным из 611 иап штурмовала войска противника, обрушив на него шквал огня. Под конец штурмовки мотор самолета старшего сержанта Евсеева был поврежден прямым попаданием зенитного снаряда. Машина Евсеева с резким снижением пошла в расположение противника. Немцы бежали к снижающеемуся советскому самолету, предвкушая легкую добычу. Однако, командир группы ст. лейтенант Куксин немедленно ринулся на выручку своего боевого товарища. Произведя точный расчет, он посадил свою машину у подбитого самолета Евсеева и на глазах у обезумевших от удивления немцев Куксин посадил на левую плоскость сержанта Евсеева, взлетел с ним, и благополучно приземлился на свой аэродром.

Беспримерный героизм показал штурман лейтенант Жариков.

28.11.43 года вылетел на выполнение боевого задания для поддержки наших войск в освобождении города Черкассы.

Будучи ведущим группы на пути к цели попал в густой туман, но группу на цель вывел. При перелете линии фронта разорвавшимся в кабине самолета снарядом МЗА Жарикову оторвало кисть правой руки и ранило в левую руку.

Мужественный штурман, истекая кровью, продолжал полет к цели, произвел точное бомбометание и благополучно привел группу на свой аэродром. [78]

Летом 1943 года бессмертный подвиг совершил летчик младший лейтенант Анатолий Добродецкий.

Авиаэскадрилья капитана Матвеенко получила задание прикрывать наступление наших наземных частей. Десятка смелых и отважных советских соколов вылетела на выполнение боевого задания. Над полем боя ведущий группы заметил до 40 вражеских бомбардировщиков под прикрытием нескольких десятков истребителей.

Наши летчики дерзко вступили в бой и заставили немцев в беспорядке сбросить бомбы и поспешно покинуть поле боя, при этом ведущий группы ст. лейтенант Кучеренко, летчики лейтенант Артамонов, лейтенант Сазонов сбили по одному самолету ю-88 и по одному МЕ-109, а мл. лейтенант Метла сбил два Ю-88 и один МЕ-109.

Хладнокровно, с расчетом и мастерством сражался в этом бою мл. лейтенант Борисенко, он сбил лично 5 самолетов.

В этом же бою комсомолец мл. лейтенант Добродецкий сбил вражеский самолет. Когда боеприпасы были израсходованы, Добродецкий увидел, что его командира сзади атакует вражеский истребитель. Тогда он, спасая своего командира, ринулся на врага, таранил его. Второй немецкий самолет был уничтожен, командир спасен, но сам Добродецкий погиб. За этот подвиг ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

В боях 1943 года на весь фронт разнеслась молва о бесстрашном воздушном ассе, тогда еще молодом летчике Иване Кожедубе. [79]

О высокой сознательности личного состава Армии, его героизме и мужестве свидетельствуют замечательные итоги боевых действий в 1942—1943 г.г.

В 1942 году орденами и медалями награждено 1993 человека, из них 707 летчиков и 346 инженеров и техников. Только за год войны с 6 июня 1942 года по 6 июня 1943 года части ВА произвели 43164 боевых вылета с налетом 54852 часа.

За это же время сброшено 100797 бомб весом в 3557 тонн, проведено 804 воздушных боя, в которых сбито 388 самолетов противника,

В ходе боевых действий личный состав 5 ВА нанес противнику ощутимый урон. Действиями авиации 5 ВА:

– уничтожено 444 самолета противника на аэродромах,

– уничтожено 273 танка и 103 автомашины,

– уничтожено 5184 автомашины с войсками, 1533 повозки с грузом, 102 цистерны с горючим, 17 паровозов, 592 ж.д. вагонов, 251 орудие ЗА, и много другой техники.

За год войны 2699 человек воинов-авиаторов награждены орденами и медалями, в том числе: – 35 человек орденом Ленина, 476 человек – Орденом Красного Знамени, 58 человек – Орденом Отечественной войны 1 степени, 85 – 2 степени, 733 Орденом Красной Звезды, 463 человека – медалью «За отвагу», 849 человек – медалью «За боевые заслуги», а 10 человекам подполковнику Калорни, майору Щитову, ст. Лейтенанту Калюзину, мл. лейтенантам Кочергину, Чеснокову, Назину, Горбунову, капитанам Дикому, Дайнеко и Горкунову были присвоены высокие звания Героя Советского Союза. [80]

Всего за 1942 и 1943 годы награждено 6424 человека. За это же время более 15 авиаторам Армии присвоено звание Героя Советского Союза. [81]