5 воздушная армия



Содержание:

Ясско-Кишиневская операция

С выходом наших войск в апреле 1944 года на рубеж Пашканы – Дубоссары создавалось выгодное охватывающее положение по отношению к группировке противника в районе Яссы, Кишинев.

Войска 2-го Украинского фронта нависали с севера над вражеской группировкой «Южная Украина», а войска 3 Украинского фронта охватывали эту группировку с востока от Оргеева до Черного моря.

Немецко-фашистское командование, руководствуясь военными политическими и экономическими соображениями, придавало большое значение обороне Румынско-Бессарабского участка фронта. В случае неблагоприятного исхода вооруженной борьбы на Бухарестском направлении, Германия могла лишиться своих союзников с их людскими и экономическими ресурсами и, прежде всего, источников нефти Румынии.

Кроме того, с выходом советских войск на территорию Румынии создавалась прямая угроза возможности обороны важнейших направлений, выводящих в Центральную Европу и на Балканы.

Учитывая эти обстоятельства, немецко-фашистское командование на этом направлении создало очень сильную группу армий «Южная Украина», в состав которой входили 8 и 6 немецкие армии, 4 и 3 румынские армии, 17 немецкий отдельный корпус. Общая численность войск противника достигла 320 тысяч. Эти войска прикрывали 810 самолетами немецких и румынских ВВС. [111]

В этих условиях летом 1944 года началось планирование Ясско-Кишиневской наступательной операции и деятельная подготовка к ее осуществлению.

Авиация 5 ВА в течение мая–июля 1944 года, участвуя совместно с войсками 2 Украинского фронта по отражению контрударов противника и дальнейшему расширению и укреплению занимаемых позиций, также осуществляла планирование и подготовку к предстоящей наступательной операции. За эти 3 месяца частями и соединениями ВА было произведено 14284 боевых вылета, летчики армии участвовали в 477 воздушных боях, в которых сбили 619 самолетов противника и 41 его самолет на аэродромах. За это же время штурмовыми и бомбовыми ударами было уничтожено 470 танков, 42 бронемашины, 1251 автомашина, большое количество других видов оружия и боевой техники и живой силы.

Боевые действия 5 ВА в период май–июль 1944 года сыграли определенную роль в ослаблении воздушного и наземного противника перед решающими боями на Ясско-Кишиневского направлении.

Основная задача предстоящей операции сводилась к тому, чтобы совместными действиями войск 2 и 3 Украинских фронтов окружить и уничтожить Ясско-Кишиневскую группировку немецких и румынских войск. [112]

Общее направление удара 2 УФ намечалось на менее укрепленную оборону противника между Яссами и Тыгру-Фурмос в направлении на Поду-Илоаей развивая успех наступления, выйти в район Васлуй-Бырлад и здесь сомкнуть кольцо вокруг Ясско-Кишиневской группировки войск противника.

Перед авиацией 5 ВА были поставлены задачи:

– сосредоточенным и массированным ударом штурмовиков подавить артиллерийские и минометные батареи в направлении главного удара войск фронта и обеспечить захват наземными войсками переднего края обороны противника;

– последовательными штурмовыми ударами по войскам противника на поле боя, непосредственно впереди наступающей пехоты, содействовать ее наступлению и прорыву всей глубины обороны. В дальнейшем, с вводом в прорыв танковых и конно-механизированных сочинений обеспечить их действия в глубине;

– бомбардировочной авиацией массированными ударами по крупным военно-промышленным объектам и особо укрепленным центром в полосе фронта нарушить управление, оборону.

Одновременно в задачи авиации ВА входило:

– прикрыть боевые порядки ударных армий фронта,

– не допускать ж. д. и авто-гужевых перевозок противника и наносить непрерывные удары по отходящим войскам,

– вести непрерывную разведку в интересах фронта и армий.

Принципиальное решение, принятое еще до начала подготовки и планирования операции, определяло разбивку авиационных соединений и частей по признаку их назначения и применения. [113]

Так например, были специально определены соединения штурмовой авиации для содействия ударным армиям и танковым соединениям, истребительные соединения для борьбы с авиацией противника и прикрытия войск.

В этом же решении предусматривалось базирование авиационных соединений и частей в ходе операции, намечалась схема управления и связи, был произведен расчет сил и средств для управления авиацией на поле боя. Наконец, в заранее принятом принципиальном решении командующего ВА определялась общая напряженность боевой деятельности летных частей (для предварительных оперативных и тыловых расчетов).

На основе этого решения и намеченных задач штаб ВА, штабы соединений и частей приступили к планированию и подготовке наступательной операции.

Оперативная пауза в подготовительном этапе операции дала возможность командованию, штабам, личному составу соединений и частей Воздушной Армии тщательно и всесторонне изучить систему обороны противника и подготовить себя к предстоящей наступательной операции войск фронта.

Особое внимание и место было уделено в подготовительном этапе операции воздушной разведке с фотографированием местности, что в дальнейшем позволило глубоко и всесторонне изучить противника, его систему обороны, а своевременная и полная информация частей воздушной армии и войск фронта позволила четко и ясно представить себе противника во всех деталях его обороны. [114]

Для решения поставленных перед ВА задач, Командующий Армией к началу операции в своем подчинении имел:

– 2 штурмовой авиационный корпус в составе 222 самолета ИЛ-2 и 99 ЛА-5,

– 3 гв. истребительный авиакорпус в составе 210 самолетов ЛА-5, ЛА-7 и ЯК-9,

218 бад в составе 82 самолетов А-20-Ж,

10 гв. шад в составе 107 самолетов ИЛ-2 и 44 ЯК-9,

312 нлбад в составе 71 самолета ПО-2,

511 орап в составе 19 самолетов ПЕ-2,

207 окрап в составе 12 самолетов ИЛ-2 и 9 ЯК-9.

Общая численность около 880 самолетов, в том числе бомбардировщиков 82, ночных бомбардировщиков – 71, штурмовиков – 329, истребителей – 353, разведчиков и корректировщиков – 40.

В то же время у противника насчитывалось около 225 самолетов, в том числе 125 истребителей, что обеспечивало 5 Воздушной Армии почти четырехкратное превосходство над врагом.

Наступление наших войск началось 20 августа в 6 часов 10 минут после мощной артиллерийской и авиационной подготовки. Огнем артиллерии и авиации была полностью подавлена система огня противника на переднем крае и в ближайшей глубине его обороны. Враг понес большие потери в живой силе и технике, а связь и управление были нарушены. [115]

В 7.40 пехота и техника перешли в наступление, овладели первой и второй линией траншей и к 11 часам 27 Армия захватила 3 моста через реку В, форсировала ее и с ходу ворвалась на вторую полосу обороны.

К 14 часам сопротивление противника было сломлено и наши войска полностью заняли всю 2 полосу. Решением Командующего фронтом в 14.00 была введена в прорыв 6 ТА.

За первый день операции войска фронта прорвали оборону противника на фронте 30 км и продвинулись в глубину на 16 км. Мощными ударами наземных войск и авиации врагу были нанесены большие потери. Тысячи немецких солдат и офицеров были захвачены в плен.

В течение второго дня операции войска фронта овладели городом Яссы, прорвали третий оборонительный рубеж противника по хребту Маре, расширили прорыв до 65 км и углубились в оборону врага на 26 км.

В результате успешного наступления наших войск уже 21 августа были созданы благоприятные условия для окружения группировки врага в районе Кишинева.

22 сентября войска фронта, развивая наступление, начали преследование отступающего противника и 24 сентября завершили окружение вражеской группировки в составе 6 корпусов немецко-фашистских войск и приступили к их ликвидированию.

В этот же день передовые части 2 УФ вышли к предгорьям восточных Карпат и захватили города Тыгру-Няму, Петра, Бакэу. [116]

Согласованными ударами 2 и 3 Украинских фронтов основные силы 8 немецкой и 3 Румынской армий были разгромлены, а главные силы 6 немецкой армии, попавшей в окружение в районе Кишинева, полностью уничтожены и взяты в плен к концу августа.

Боевые действия авиации 5 ВА в Ясско-Кишиневской операции так же, как и в прошлых наступательных операциях планировались и осуществлялись в прямой зависимости от действий наземных войск 2 УФ, характера действий противника и метеорологической обстановки.

С переходом войск фронта в наступление на Ясском направлении, воздушная обстановка резко изменилась по сравнению с воздушной обстановкой подготовительного этапа, при этом с первого дня наступления наша авиация завоевала полное и безраздельное господство в воздухе, продолжавшееся в течение всей операции.

В ходе выполнения боевых задач на первом этапе операции (20—22.8.44 г.) частями 5 ВА было произведено 3728 самолетовылетов, из них на:

– штурмовку войск противника – 1425 с/в

– бомбардирование войск противника – 493 с/в

– прикрытие войск фронта — 610 с/в

– прикрытие и сопровождение БА и ША – 991 с/в

– воздушную разведку – 182 с/в

– свободную охоту – 18 с/в

–корректировку стрельб артиллерии – 9 с/в. [117]

В процессе выполнения боевых задач первого этапа операции проведено 57 воздушных боев, в которых приняло участие с двух сторон 996 самолетов, из них 401 самолет наши 595 самолетов противника. В этих боях уничтожено 114 самолетов противника, из них: 59 ФВ-190, 17 Ю-87, 13 МЕ-109, 7 Ю-88, 3 ФВ-189, 2 ХШ-129, 5 САВОЯ, 1 МЕ-109, 1 ДО—215, 1 АРАДО, 2 ФИ-156, 3 ХШ-123.

В то же время потери 5 ВА составили всего 2 самолета.

Такое соотношение потерь в воздушных боях, как и в прежних операциях, свидетельствовало не только о полном превосходстве в воздухе летчиков 5 ВА, но и об абсолютном господстве нашей авиации.

Следовательно, уже на первом этапе операции авиация противника была буквально «обескрылена» мужественными, смелыми и дерзкими действиями летчиков 5 Воздушной Армии. Восстановить же эти «крылья» в дальнейших боях противник был не в состоянии.

Благодаря такой обстановке в воздухе, наши штурмовики, бомбардировщики и разведчики получили полную свободу действий, а наземные армии, имея надежное прикрытие и поддержку с воздуха, в упорных боях взламывали оборону врага и неудержимо продвигались вперед.

В результате сокрушительных ударов наземных войск и авиации армии противника дрогнули и начали откатываться на юг, в направлении В

Для того, чтобы задержать врага, не дать ему выскочить из явно наметившегося окружения, авиация 5 ВА начала наносить массированные бомбовые и штурмовые удары ж.д. Васлуй, а также по отходящим колоннам противника и полностью дезорганизовала его отход. [118]

Васлуй был разрушен. Здесь создалась «пробка». Это вызвало панику среди вражеских войск. Началось беспорядочное бегство немецких и румынских солдат и офицеров.

В ходе выполнения боевых задач в первом этапе операции соединениями и частями 5 ВА на головы немецко-фашистских захватчиков было сброшено более 173 тысяч штук авиабомб различных калибров и уничтожено:

– автомашин – 878.

– вагонов – 130,

– паровозов – 1,

– повозок с грузом – 323,

– танков и самоходных орудий – 14,

– пулеметных точек – 14,

– автоцистерн – 2,

– больших мостов – 2,

– автотранспортеров – 3,

– тягачей — 5,

– складов боеприпасов – 7,

– солдат и офицеров противника – 2280 человек.

Успешному завершению первого этапа операции послужило отлично организованное взаимодействие авиации с наземными армиями (27 и 52 А), действовавшими на главном направлении 2 Украинского фронта.

Подводя итоги деятельности 5 ВА на первом этапе операции, мы можем сказать, что: [119]

1. Завоевав господство в воздухе, авиация ВА оказала значительное содействие войскам 2 УФ как в осуществлении ими оборонительной полосы, так и в обеспечении ввода в прорыв подвижных групп и расширения его по фронту и в глубину,

2. Противник после мощной артиллерийском подготовки и после массированных ударов 5 ВА уже на второй день начал отступление;

Высокая эффективность боевой деятельности 5 ВА во многом повлияла на успешное выполнение задач, выполняемых 27 и 52 армиями 2 УФ. Так например, сосредоточенными бомбардировочные удары по узлу управления и сопротивления – Яссы, по оборонительному узлу Тырму-Фурмос были настолько ошеломляющими и мощными, что гарнизоны этих районов, начали отход сразу же после нанесенных ударов.

Такой же эффект оказали и сосредоточенные удары по второй линии траншей и по ближайшим резервам противника. Подвергшиеся налетам нашей авиации войска немцев и румын дрогнули и побежали.

3. – 5 ВА непрерывными ударами по отходящим колоннам противника и по узлам железных и шоссейных дорог дезорганизовала этот отход и тем самым подготовила и обеспечила в значительной степени успешное преследование врага на втором этапе операции.

4. – Успешное осуществление задач первого этапа операции войсками 2 УФ при эффективном содействии 5 ВА предрешило быстрое завершение всей операции и обусловило капитуляцию румынской армии и выход Румынии из войны. [120]

5. – Успешному завершению первого этапа операции способствовало четко организованное взаимодействие авиации с наземными армиями и особенно, действовавшими на главном направлении, с артиллерией прорыва и с танками.

6. – Успех боевых действий 5 ВА решил также хорошо организованное и продуманное непрерывное и централизованное управление, как над полем боя, так и на земле (аэродроме).

На своем КП командующий ВА контролировал работу всей авиации – своевременность выхода групп, появление над целью, команды, даваемые самолетам в воздухе и выполнение их. Для этих целей на КП командующего был радиоприемный узел с приемниками, настроенными на волны воздушных сетей управления истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиацией.

7. Исключительную роль в деле высокой эффективности при выполнении боевой задач сыграла боевая выручка, сплоченность личного состава, глубокое знание им противника.

Боевые действия на 2 и 3 этапе операции (23.8.–31.8.) развивались и протекали в соответствии замысла командования фронта и армии и, исходя из характера создавшейся в ходе первого этапа обстановки, наземные войска, прорвав сильную, глубоко эшелонированную оборону противника в районе сев. Яссы, Поду-Илоэей, Тыргу-Фрумос, и, разгромив узлы сопротивления противника в этих районах, с 23.8.44 г. развивали успех и преследовали противника до полного его уничтожения. [121]

Соединения и части 5 Воздушной Армии, обеспечив полное господство в воздухе на первом этапе операции 23.4. продолжали уничтожать авиацию противника, преследовать ее и громить врага на земле.

К исходу 23 августа 1944 года активность действий авиации противника резко снизилась. Если 22.8.44 года было отмечено 210 самолетопролетов, то 23.8. их было 129, а 24.8.44 г. авиация противника ограничила свои действия прикрытием отходящих войск по дорогам Бырлад, Рымникул–Сарат, группами по 2–4 истребителя. За 24.8.44 годы было отмечено всего 65 самолетопролетов противника.

С 25.8.44 г. Военно-Воздушные Силы фашистских захватчиков по существу прекратили боевую деятельность в зоне досягаемости соединений и частей 5 ВА и лишь одиночные самолеты изредка пытались производить разведку наступающих войск 2 Украинского фронта.

Резкое снижение действий авиации противника объясняется двумя основными причинами. Во-первых, полным господством нашей авиации в воздухе. Это буквально парализовало боевую деятельность всех видов вражеских самолетов. Кроме того, в борьбе за господство в воздухе, враг понес большие и невосполнимые потери в своей авиации.

Во-вторых, в связи с успешным и стремительным наступлением наших войск, особенно подвижных частей, противник уже 23.8.44 г. был вынужден перебазировать свою авиацию с аэродромов Хуши, Кишинев на аэродромы Текучи, Фокшаны. К 26.8. основная часть его авиации базировалась на аэродромных узлах Бузэу, Рымникул-Сэрат. [122]

Таким образом, авиация противника в наложенные дни боев постоянно перебазировалась, стремилась уйти из-под ударов и преследования наших войск и авиации.

Поэтому никакого организованного и массированного воздействия по нашим войскам она не оказывала, больше того, немецкие летчики стали бояться встречи с нашими самолетами, поспешно убегали с поля боя, заметив наших истребителей. Об этом говорит, например, тот факт, что за первые три дня (20—33.8.) Ясско-Кишиневской операции было проведено 57 воздушных боев, а за последующие 9 дней (23.8. – 31.8.44 года) операции, только 9 воздушных боев, при этом, в абсолютном большинстве эти воздушные бои были навязаны противнику личным составом 5 ВА и протекали в условиях, когда уйти противнику не удавалось.

Всего за период с 23 по 31.8.44 года отмечено 447 самолетопролетов противника, в то время, как соединения и части 5 ВА произвели свыше 2400 самолетовылетов, то-есть, соотношение боевых вылетов составляет 1: 5,4 в пользу 5 ВА.