Содержание: Введение
|
Героизм личного состава 5 ВА в 1944—1945 годах
Проводимая командованием, политорганами, партийными и комсомольскими организациями партийно-политическая работа в авиационных частях и соединениях принесла свои плоды.
В наступательных операциях 1944—1945 г.г. солдаты, сержанты, офицеры и генералы 5 Воздушной Армии проявляли исключительно высокие стремление к победе. Мужество и героизм были для них нормой поведения. 23 марта 1944 г. экипажу лейтенанта Лискина была поставлена боевая задача – разведка и сфотографировать железнодорожный мост через р. Днестр у гор. Бендеры, а также прилегающий район и установить систему ПВО противника. Выполнив задачу по воздушному фотографированию об’ектов противника, Лискин не мог установить систему его ПВО, ибо зенитная артиллерия противника молчала. Отважный пилот решил произвести разведку боем. Набрав высоту, он решительно ввел свой самолет в пикирование и сбросил на врага серию бомб. Это заставило заговорить ЗА. Немецкие зенитчики пытались взять самолет Лискина в огненное кольцо; умелым маневрированием он васкочил из огня, но все-таки самолет получил тяжелые повреждения в плоскость и заклинило тример руля. [243] Продолжая вести разводку, и, штурмуя на подбитой машине колонны противника, Лискин передал по радио разведданные и сумел посадить машину на свой аэродром. 25.4.44 года 6 самолетов «Аэрокобра» 7 иак под командованием Героя Советского Союза ст. лейтенанта Гулаева прикрывали наши войска, наступающие на Кишинев. В районе Дубоссары – Балабанешты – Спея на высоте 4000 метров группа встретила 2 МЕ-109, которые при виде наших самолетов поспешно убежали. Вскоре с нашего командного пункта шестерка Гулаева была наведена на группу самолетов противника (более 15 ФВ-190), шедших в боевом порядке с подвесными крыльевыми пушками и бомбами. Умело используя высоту и облачность, Гулаев зашел в тыл врага и атаковал его, сбил сразу 4 самолета ФВ-190 противника, из них лично Гулаев сбил 3 самолета. Противник стал беспорядочно сбрасывать бомбы и уходить из-под удара. В это время появилось еще 12 ФВ-190. Они незамедлительно присоединились к первым. Шестерка Гулаева вновь ринулась в бой и сбила еще 7 самолетов. В этом бою Гулаев лично сбил 4 самолета, мл. лейтенант Букчин, Акиншин и Руров – по одному самолету и один самолет был сбит гв. старшим лейтенантом Никифоровым. Наша шестерка не понесла никаких потерь, благополучно возвратилась на свой аэродром. [244] Только за один день 27 апреля 1944 года летчики 7 иак совершили 288 самолетовылетов, провели 12 воздушныхбое в которых с нашей стороны участвовало 58 самолетов, а с немецкой – 128 Ю-87, 48 ФВ-190, 33 МЕ-109, 14 ХШ-129 и 6 ХШ-126. В воздушных боях было сбито 39 самолетов противника. С нашей стороны потерь не было. В одном из боевых вылетов группа наших самолетов из 12 ИЛ-2, ведомая каштаном Феоктистовым и лейтенантом Куликовым из 132 гшап, обнаружила большую колонну автомашин и повозок противника, отступавшего по шоссе в районе Вайнешти. Атаками с воздуха (штурмовкой и бомбами), наши летчики уничтожили до 100 автомашин. Израсходовав весь боекомплект, Феоктистов вызвал по радио другую группу штурмовиков, а сам, прилетев на свой аэродром (с разрешения командования), пересел вместе с группой на другие самолеты и вылетел на уничтожение недобитой вражеской колонны. Отвагу и мужество проявил воздушный стрелок гвардии старшина Янов – 130 гшап. Покинув подбитый над линией фонта самолет, и, приземлившись в расположении врага, Янов ворвался в траншею гитлеровцев, пленил 3-х румынских солдат, затем розыскал труп своего командира Джабарова, завернул его в парашют и схоронил под кустом и благополучно прибыл в свою часть. [245] В декабре 1944 года во время прикрытия боевых порядков своих войск шестерка «Яковлевых» под командованием Героя Советского Союза капитана Склярова из 13 гв. иад с помощью командной рации была наведена на вражеские бомбардировщик шедшие на бомбежку наших войск под прикрытием 12 ФВ-190 и МЕ-109». Численное превосходство противника ни на одну минуту не поколебало наших летчиков. Скляров со своей группой в лоб атаковал противника. Противник не выдержал удара наших истребителей. Его боевые порядки расстроились и немцы поспешили удрать. В течение 9-минутного боя было сбито 4 самолета противника, при этом Скляров сбил 2 самолета, Герой Советского Союза Белоусов – один самолет. В период Кировоградской операции в январе 1944 года в одном из воздушных боев с превосходящиси силами противника ведущий группы шести наших истребителей, командир аэ 150 гв. иап гв. ст. лейтенант Голубенко был подбит. Враги наседали на его трудноуправляемый самолет. Это заметил ведомый Голубенко гв. лейтенант Федосий. В то время, когда казалось, что судьба командира авиаэскадрильи уже решена, Федосий, рискуя своей жизнью, прикрыл командира и 13 минут вел его до своего аэродрома. В период боев за Венгрию в 1945 году на весь фонт прогремело имя бесстрашного летчика гв. майора Ревиковича. Под его командованием восьмерка «Яков», прикрывая наши войска на переправах Дуная, завязала воздушный бой с 70 немецкими самолетами. В результате решительной атаки войск 6 немецких самолетов были сбиты, остальные разбежались. Ревиковйч лично сбил 2 самолета, но сам он в этом бою погиб смертью героя. [246] Самоотверженность и героизм при выполнении боевого задания в ноябре 1944 года проявил воздушный стрелок 800 шап комсомолец Виноградов. По докладам летчиков, самолет, пилотируемый Потехиным, был подбит над полем боя, а летчик убит. Никем не управляемая машина начала падать. Виноградов, имея возможность покинуть самолет, не сделал этого. Он косил врага из пулемета до последнего момента, пока не погиб, врезавшись в землю вместе с самолетом. О героизме и бесстрашии летчиков 5 ВА свидетельствовали заявления врагов. Так, сбитый в январе 1945 года в районе гор. Сальнок немецкий летчик заявил: «Немецкие летчики очень неохотно вступают в бой с русскими истребителями потому, что русские летчики лузет напролом, не считаясь ни с какой опасностью». Летчики 5 ВА героически сражались с немецко-фашистскими захватчиками до последнего дня войны. Даже в день победы, когда во всем мире праздновали день Победы, летчики и техники соединений и частей Армии вели последние бои по уничтожению врага. В день капитуляции фашистской Германии первой на боевое задание вылетела группа 8 ИЛ-ов под командованием гв. майора Якунина из 4 шак. По дорогам на запад двигалось большое количество войск и техники противника. Выбрав удобный момент, Якунин повел свою восьмерку в атаку. В итоге было уничтожено 17 автомашин, 2 бронетранспортера и много живой силы. [248] Только бомбардировщики 218 бад в течение одного дня 10 мая произвели 435 боевых вылетов. Самоотвержено трудились в годы войны по материально-техническому обслуживанию боевых вылетов авиации личный состав тыловых частей, ремонтных органов и других частей и подразделений 5 ВА. Двигаясь зачастую непосредственно за передовыми частями, батальоны аэродромного обслуживания своевременно подготавливали для боевых действий аэродромы. В условиях распутицы горючие, боеприпасы и продовольствие нередко доставляли за 200—30 километров, причем, нередко на отдельных участках его приходилось переносить на руках солдат и офицеров. Несмотря на все это, БАО в большинстве своем успешно справлялись с поставленными задачами. При этом содцаты, сержанты и офицеры тыловых частей и подразделений показывали образцы самоотверженного служения Родине. Водитель автомашины «Студебекер» (108 бао 76 раб) коммунист ефейтор Карпов за 20 дней боев, доставляя к самолетам горючее и боеприпасы, наездил 6500 километров без единой поломки техники. Красноармеец 434 бао (76 раб) Самохвалов в течение 8 суток работал по 30—40 часов без отдыха и восстановил 6 моторов для автомашин. 457 бао (38 раб), базируясь на передовом аэродроме, успешно обсдуживал 3 авиаполка. 21 января 1945 года стало известно, что на другой день полкам предстоит напряженнаябоевая работа. Батальонам к утру требовалось подвезти большое количество боеприпасов и горючего. Весь личный состав бао вместе с командиром подполковником Шатайло и его заместителем по политчасти майором Нерсесовым работами без отдыха всю ночь. Но боевая задача была выполнена успешно. [248] 24 инжбад (38 раб) получил задание в короткий срок подготовить аэродром к приему самолетов и техники штурмового полка. Двое суток без сна и отдыха работал личный состав батальона, но боевое задание было выполнено. Организуя в ходе боевых действий партийно-политическую работу командиры, политорганы, партийные и комсомольские организации тыловых частей обращали особое внимание на своевременное доведение до всего личного состава приказов Верховного Главнокомандования, сводок информбюро. В условиях бездорожья и большого удаления от армейской полевой почты не всегда удавалось получать газеты в день их выхода, поэтому использовались радиосводки, записывались, а затем доставлялись воинам-авиаторам. В период напряженных боев не всегда удавалось собрать весь личный состав на лекцию или доклад. Поэтому большую роль в воспитании личного состава тыловых частей играли низовые агитаторы. Вот почему в батальонах, рем-органах внимание политработников, партийных и комсомольских организаций было обращено на инструктирование и обучение агитаторов, на организацию их повседневной и содержательной работы. [249] Серьезный вклад в воспитание личного состава вносили клубы. Например, за время наступательных боев 1-го полугодия 1944 года клуб 718 бао провел 70 киносеансов с охватом 13200 человек. При клубе был организован и плодотворно работал коллектив художественной самодеятельности, практиковались выезды коллектива на аэродромы, концерты в полевых условиях. 9 мая 1945 года закончился боевой путь 5 Воздушной Армии. За 3 года войны соединения и части, входившие в состав армии, прошли с боями 6570 километров, сыграли огромную роль в завоевании нашей авиацией господства в воздухе в 1943 году и прочном удержании его до последнего дня войны, в успешном осуществлении важнейших наступательных операций войск Северо-Кавказского, Степного, и 3 и 2 Украинского фонтов. За 3 года войны части и соединения ВА совершили 192364 боевых самолетовылета, провели 3822 воздушных боя, в которых было сбито 4211 самолетов противника; кроме того, штурмовыми и бомбовыми ударами на аэродромах уничтожено еще более 500 самолетов. За это же время авиацией 5 ВА уничтожено и повреждено 3148 танков, 294 бронемашины, 33692 автомашин, 6118 повозок, 416 паровозов, 3792 вагона, 47 мостов и переправ, 4823 орудий и минометов, 536 различных складов, 41 железнодорожных эшелонов и более 86 тысяч солдат и офицеров. [250] Огромная работа за годы войны проделана личным составом тыловых частей. Только за период с 3.6.42 по 15.11.44 года было построено 309 аэродромов и оборудовано на них 3978 самолетных укрытий, 1313 землянок, 353 командных пункта, 6813 щелей для укрытий личного состава. За это же время личным составом ВА восстановлено 64347 самолетов, 6484 мотора, отремонтировано 18368 автомобилей, отгружено промышленности 2573 тонны самолетного и 3063 тонны черного металла. За время войны связистами ВА построено 612 узлов связи. Военные подвиги личного состава ВА были высоко отмечены партией и Правительством. За годы войны 16190 воинов-авиаторов награждено орденами и медалями. 12688 солдатам, сержантам и офицерам награды были вручены; в том числе:
В том числе награждено:
За время войны звание Героя Советского Союза получили 140 летчиков и штурманов 5 ВА, 12 дважды.
| |