Фокин Михаил Павлович (автор)

Военинженер 1-го ранга М. Фокин 

Эксплоатация моторов зимой
// Сталинский сокол 3.01.1942

Эксплоатация винтомоторной группы зимой требует особого внимания со стороны технического состава.

Основные причины, которые затрудняют пуск моторов при низкой температуре – это застывание масла и плохое качество топлива, вследствие чего задерживается переход мотора после первых вспышек на питание от карбюратора. При обслуживании моторов жидкостного охлаждения много времени отнимают слив и заправка охлаждающей жидкости.

Однако опыт показывает, что есть много средств, облегчающих и ускоряющих эту подготовку двигателей. К числу их относятся: запуск холодного мотора с холодным маслом и холодной охлаждающей жидкостью, подогрев мотора перед запуском горячим маслом, горячей охлаждающей жидкостью и горячим воздухом, и, наконец, поддержание мотора в этом состоянии продолжительное время.

Но отдавать предпочтение какому-либо одному из этих средств было бы неверно, каждое из них имеет преимущество и недостатки.

Холодный запуск мотора требует большого умения и сноровки обслуживающего персонала, слаженности в работе. Осуществить его можно лишь при температуре окружающего воздуха – 20–25° С. Для этого следует применять зимнее авиамасло и бензин типа ПКБ и ПГБ, а также …менное от пусковой катушки КП-1. Значительно упрощает процесс пуска специальный пусковой насос ПН-1, рекомендованный для установки на самолетах.

Очень осторожно надо производить подогрев моторов. Малейшая неосмотрительность влечет пережог фетра дефлекторов, … и петрофлексов.

При температуре ниже – 3–5° С моторы типа «М-105» рекомендуется подогревать лампой АПЛ-1 до того момента пока температура Антифриза и масла достигнет + 15–20° С. Что касается моторов «М-88», то его подогревать следует до температуры головок цилиндра + 20–…° С. Температура горячего воздуха … АПЛ-1, для двигателя «М-88» … составлять более +200° С, а для двигателей «М-105» и «АМ-35» …-200° С.

В том случае, если содержимое гидромаслосистемы слито, заправка производится только горячим антифризом и маслом. При заливке охлаждающей моторов «М-105» и «АМ-35» горячей водой нужно держать сливной кран некоторое время открытым. Особое внимание надо обращать на прогрев правого блока мотора «АМ-35», так как вода в нем циркулирует хуже, чем в левом.

При заливке горячего антифриза сливной краник никоим образом открывать нельзя.

Чтобы прогреть маслопроводы, рекомендуется при заправке горячим маслом пропустить некоторое количество его (до …ести литров) через сливные краны в чистую тару, слитое масло вылить в водомаслозаправщик.

Маслофильтр мотора «М-105» заполняется горячим маслом посредством специального шприца.

Не подогретые моторы проворачивать за винт запрещается. Также нельзя проверять степень подогрева вращением коленчатого вала с помощью сжатого воздуха.

Процесс запуска двигателя «М-105» несложен. Ручным насосом заливают 5–6 шприцев бензина (желательно пускового). Затем дают сжатый воздух и одновременно включают зажигание, нажимая при этом кнопку вибратора или вращая ручку пускового магнето. Давление масла главной магистрали при запуске «М-105» не должно быть ниже 1,5 кг/см2. Если нужное давление в течение 8–10 секунд отсутствует, мотор останавливают, чтобы установить причину. При запуске моторов типа «АМ-35» надо создать давление на карбюраторы 0,3–0,4 кг/см2 и, проворачивая вал, дать 5–6 шприцев заливки. Давление масла в главной магистрали должно быть не менее 3 кг/см2.

Несколько сложнее порядок запуска двигателя М-88». Нужно залить карбюратор и бензопомпы из заливочного бачка, зашприцевать бензин в мотор, сделав 5—7 подач, вращая в это время коленчатый вал. Затем горючее засасывается насосом «Виет» в камеру запуска, кран ставится в положение «запуск». Установка регулировочной шкалы «Виет» производится в зависимости от температуры окружающего воздуха; дроссель ставится на 800–900 оборотов в минуту. При запуске нельзя делать резких движений сектором газа. Запускать мотор желательно на первой скорости нагнетателя, на большом шаге винта при прямой схеме, а на малой – при обратной схеме винта.

Правила обслуживания винтомоторной группы обязан хорошо усвоить не только технический состав, но и летно-под’емный. Поэтому нам хотелось бы дать ему несколько практических советов о том, как грамотно и культурно эксплоатировать моторы. В частности очень важно знать тепловое состояние двигателя перед взлетом. У мотора «МГО» температура охлаждающей жидкости на выходе должна быть + 30—90°, а масла + 35—90°; у мотора типа «АМ-35» она на выходе не должна быть ниже + 70°, масла МЗС + 30° и масла МС + 40°. У мотора «М-88» температура головок 150—200°, масло на входе 35—60°, на выходе 50—90°.

На самолетах с моторами «М-105» при взлете надо держать открытыми жалюзи водо — и маслорадиаторов. Взлет на самолетах с моторами типа «АМ-35» при температуре воздуха ниже минус 25° С производится с закрытыми шторками маслорадиаторов. При наборе же высоты нужно следить за температурным режимом мотора, не допуская замораживания маслорадиаторов, когда шторки открыты. Признак замораживания – возрастание температуры масла на входе, уменьшение перепада температур и падение давления масла.

В длительном полете на одном режиме и высоте может застыть масло в цилиндре винта, поэтому следует периодически, через каждые 20—25 минут, переключать винт на большой шаг и обратно при давлении на всасывании не более 800 мм ртутного столба. Производя планирование и пикирование, нельзя допускать переохлаждения мотора. При 25 градусах ниже нуля пикирование с газом или без газа производится с закрытыми шторками маслородиаторов.

В полете следует также учитывать, что воздушно-масляные и водо-воздушные радиаторы моторов «М-105» на высоте 6000 м работают более эффективно вследствие пониженной температуры наружного воздуха.

При планировании надо добиваться того, чтобы температура охлаждающей жидкости на выходе из мотора была не ниже + 30° С, а масла – не ниже + 35° С. Перед посадкой самолета мотор подогревается до такого состояния, чтобы температура охлаждающей жидкости была не ниже + 70° С и масла + 50° С, так как не исключена возможность ухода на второй круг.

Перед остановкой мотора после посадки самолета необходимо винт прямой схемы перевести на большой шаг, обратной схемы – на малый, чтобы удалить масло из цилиндра винта.

Во время длительной стоянки самолета зимой можно не сливать масло МЗС до температуры – 20°, масло МС до – 5° и техническую касторку до 0°, а антифризы «В-2» и «ГГ-1» до – 40°С.

Хорошо прогретый и аккуратно зачехленный мотор с равномерной температурой масла во всей системе может часами находится на аэродромес в достаточно теплом состоянии и всегда быть готовым к запуску.

Военинженер 1-го ранга М. Фокин.