Бухаринов

Вагин

Гусев

Ефремов

Коленский Леонид Яковлевич

Кондратский

Лебедев

Манухин

Мороз

Окон Исаак Мануилович

Полевой

Тюрин

Знаменский Юрий Петрович (автор)

* * *

Принадлежность:

746 ап дд

Военинженер 1-го ранга Ю. Знаменский 

Подготовка к боевому полету дальнего бомбардировщика
// Сталинский сокол 3.01.1942

Опыт нашей части по организации вылетов на бомбардировку об’ектов дальнего тыла противника позволяет сделать некоторые заключения о наиболее эффективных тактических и технических приемах этой сложной операции. В данной статье мы коснемся вопросов обеспечения боеприпасами и работы технического состава по вооружению самолетов дальнего действия.

Как правило, дальние бомбардировщики вылетают на боевое задание не с аэродрома своего базирования, а с аэродрома, обеспечиваюшего им возможность полета с полной нагрузкой, так называемого «аэродрома подскока».

После соответствующей разработки боевого задания с инженерным составом штаб соединения высылает на аэродром подскока заявку на необходимые для вылета материалы. Одни из работников тыла выезжает для контроля за выполнением заявки. Этому делегату должно быть известно время посадки самолетов из аэродром подскока, их количество и тип, необходимое количество горючего, смазочного и боеприпасов, варианты загрузки самолетов бомбами и время вылета на боевое задание. Одновременно штаб сообщает, эти данные на аэродромы базирования самолета своего соединения.

Необходимо строго разграничить подготовку кораблей на аэродроме базирования и на аэродроме подскока. На последнем должна производиться лишь дозарядка самолетов горючим, смазочными материалами и боеприпасами; всю остальную работу следует выполнять на аэродроме базирования.

Получив боевое задание, штаб части выделяет корабли, сообщает инженеру по вооружению варианты их бомбовой нагрузки. На аэродроме базирования начинается подготовка кораблей к вылету.

Стрелки проверяют наличие боекомплекта и оружие. Если возникает сомнение, проверяют пушки и пулеметы «на выстрел» (еще лучше опробовать оружие в полете – во время перелета на аэродром подскока).

Техники и мастера регулируют бомбовооружение, следят, чтобы был пополнен комплект боеприпасов (патроны, ракеты), устанавливают лебедки, полиспасты, вкладывают пиропатроны, подвешивают тросы с вилками на замки «актив–пассив», подготавливают замки или кассеты, соответствующие варианту загрузки. Если даны указания, что с аэродрома подскока будут производиться неоднократные вылеты, забирают с собою замки (касссеты) для всех варрантов загрузки.

Кроме того техник обязан проследить, чтобы в полет были взяты с собой все необходимые для подвески бомб и чистки оружия инструменты и материалы, тросы для лебедок, ключи для ввертывания взрывателей, отвертки, ветошь, масло для чистки оружия и т. п. Насколько это важно, мы знаем из опыта. Были случаи, когда техники не брали с собой в достаточном количестве инструменты и материалы. Это удлиняло время подготовки корабля к боевому вылету. А позабыть ваять с собою ветошь и масло – значит обречь себя на неприятности с чисткой оружия, особенно после выполнения боевого задания.

На аэродроме подскока работа организуется следующим образом. Работник тыла, прибыв заранее, устанавливает связь с местным батальонам аэродромного обслуживания, уточняет заявку на горючее и боеприпасы, указывает, какое количество красноармейцев необходимо для подвески бомб (исходя из расчета – не менее двух человек на корабль), указывает место и время подвозки бомб, следит, чтобы к моменту посадки самолетов бомбы, укомплектованные соответствующими взрывателями, были погружены на машины и находились вблизи предполагаемого места стоянки бомбардировщиков.

Сейчас же после посадки кораблей работник тыла уточняет у командира прилетевших самолетов, нет ли изменений в вариантах загрузки их бомбами, выясняет, где стоянка кораблей, имеющих данные варианты загрузки, и дает начальнику колонны команду о подвозке бомб. Одновременно он узнает у инженера по вооружению или его заместителя, имеется ли нужда в других боеприпасах, пиропатронах и т. п., с тем, чтобы во-время обеспечить корабли всем необходимым.

Подвеска бомб обыкновенно проводится в максимально сжатые сроки. Для того, чтобы обеспечить быстроту работы, надо тщательно продумать ее организацию, соответственно расставить и проинструктировать людей. Часто эту работу выполняют члены экипажа. Однако опыт показал, что не всегда можно рассчитывать на их помощь в подвеске бомб. Вылетая в длительный, часто ночной полет, экипаж нуждается в предварительном отдыхе. Подвеска бомб в этом случае должна осуществляться силами технического состава кораблей с помощью выделенных красноармейцев.

Техники и мастера по вооружению принимают подвозимые бомбы и взрыватели, <…> бомбам по типу и по количеству, следят за тем, чтобы при выгрузке не портилась и не ломалась тара, указывают выделенным красноармейцам, куда подкатить бомбы, снабжают их инструментом для подготовки бомб к подвеске, показывают, как быстро раскрыть тару, освободить бугеля от сала, вывернуть пробки из гнезд для взрывателей. Один человек (обыкновенно мастер по вооружению) выделяется для подготовки взрывателей; он вскрывав «цинки», устанавливает замедление, подготавливает и отдельно складывает взрыватели, головные и донные.

Опыт показал, что такое разделение груда ускоряет работу.

На лебедки надло ставить людей, хорошо умеющих обращаться с ними. Во время работы необходимо следить, чтобы на лебедках не запутались тросы, идущие к бомбам. Однажды был случай, когда техник В. за этим не досмотрел, трос запутался в лебедке, и она вышла из строя. Техник (мастер) командует подвеской и сам наблюдает за правильной установкой замков на бомбе и в держателе. Он же ввертывает взрыватели и законтривает ветрянки вилками тросов «актив-пассив». Если время на подвеску бомб сильно ограничено, можно ввертывать взрыватели переда подвеской, законтривая ветрянки вилками. Опыт показал, что это совершенно безопасно и очень ускоряет работу.

Если окажется, что в опробованной пушке или пулемете произошла задержка, стрелок устраняет ее под руководством техника. Ни в коем случае нельзя опробовать вооружение перед самым вылетом; это надо делать за час-полтора, чтобы можно было устранить задержку, если она возникнет.

В случае отставки самолета от вылета, бомбы снимаются. Для этого надо вывернуть взрыватели, ввернуть обратно винты замедления, установить все ветрянки на головное действие, тщательно уложить их в ящики и закрыть крышкой. Отверстия для взрывателей закрыть пробками, после чего снять бомбы. Перед отправкой бомб на склад они должны быть опять уложены в тару.

Нельзя сказать, чтобы изложенные выше приемы мы начали сразу применять в своей работе. Навыки эти приобретались постепенно, на основе боевого опыта.

С первых же вылетов мы начали сталкиваться с тем, что экипаж самолета не мог принять участие в подвеске бомб – это должен был делать прибывший с экипажем техник или младший специалист. Бывало и наоборот, – экипаж должен был сам готовить самолет к боевому вылету, так как технический состав по той или другой причине к вылету не прибывал. В этих случаях подвеска бомб задерживалась.

Осложнялась она, кроме того, следующими обстоятельствами. Техники не имели еще достаточно опыта и, не умея хорошо использовать присылаемую рабочую силу, делали все сами, оставляя красноармейцев в роли наблюдателей. Неоднократно случалось, что технический состав недостаточно подготавливал самолеты на аэродроме базирования, оставляя эту работу для аэродрома подскока, и этим задерживал вылет.

Для устранения всех этих недостатков надо было принять срочные меры. И они были приняты.

Прежде всего перед командирами частей был поставлен вопрос о необходимости перебрасывать на аэродром подскока весь штатный состав вооруженцев, обслуживающих данные корабли. Командиры пошли нам навстречу.

Техническому составу было приказано готовить самолеты к боевому вылету на аэродроме базирования. За этим был организован строгий контроль. Принятые меры возымели действие: самолеты стали прибывать на аэродром подскока вполне подготовленные для дальнего вылета.

Наконец, перед техническим составом был поставлен вопрос о лучшей организации и рационализации работы.

Укажем на некоторые из предложений осуществленных теперь во всех частях нашего подразделения.

Снятие толстого, застывшего на холоде слоя сала с бугелей перед подвеской бомб отнимало много времени и труда. Коллектив техников и мастеров части т. Лебедева предложил делать это с помощью бензина и зубной щетка. Такой способ в несколько раз ускоряет работу.

Много времени отнимало также вывертывание пробок из гнезд взрывателей, особенно в зимних условиях. Происходило это потому, что пользовалась обыкновенными отвертками. Сейчас по предложению техников части т. Гусева на каждом самолете имеется специально сделанная в мастерских широкая отвертка в виде ключа, с помощью которой пробки выворачиваются легко, быстро и совершенно целыми сдаются обратно на завод.

Расстановка людей при подвеске бомб организована теперь так, чтобы беспрерывно и одновременно работали две лебедки. Для ускорения же процесса подвески на самолетах с низкой посадкой центроплана бомбы весом до 250 кг включительно вешаются без лебедки.

Кроме этого мы много сделали, чтобы обеспечить культуру в работе, добиться чистоты рабочего места, разумного использования каждой вещи. Сейчас идет борьба за сохранение и возвращение на заводы бомбовой тары, стреляных гильз, пробок из пластмассы и т. п.

Благодаря всем этим мероприятиям наш технический состав добился а больших успехов и теперь без всяких задержек в минимальные сроки готовит самолеты к боевой работе.

Особенно следует отметить работу товарищей Окон, Полевого, Коленского, Кондратского, Ефремова, Бухаринова, Тюрина, Мороз, Вагина, Манухина и других.

Военинженер 1-го ранга Ю. Знаменский.