Демершкевич А.

Кулдин Леонид Григорьевич

Образцов Иван Семенович

Хапаев Анатолий Васильевич (автор)

Подполковник А. Демершкевич, А. Хапаев 

Авиация на Западном фронте
// Сталинский сокол 4.01.1942

1. В боях за Калугу

План Калужской операции, разработанный советским командованием, предусматривал широкое использование боевых самолетов. Авиация должна была, во-первых, прикрыть наступление наших наземных частей и, во-вторых, отрезать пути отступления немецким дивизиям.

К сожалению, резко ухудшившиеся метеорологические условия несколько ограничили действия советских летчиков. Тем не менее авиационные части нанесли противнику ряд чувствительных ударов и тем самым способствовали успеху наших войск.

Важным этапом Калужской операции безусловно является разгром Алексинской группировки противника. Алексин был тем заслоном, который немцы воздвигли на пути к Калуге. Красная Армия непрерывными атаками сломала этот заслон и одновременно начала охватывать Калугу с других направлений.

Наши летчики активно способствовали наступательным действиям наземных частей Красной Армии. Бомбардировщики, штурмовики, истребители – все виды боевой авиации держали под ударом дорогу Алексин – Калуга, по которой отступали немцы. Действия нашей авиации дезорганизовали железнодорожное движение в районе станции Ф. В самом Алексине летчики разгромили штаб крупной немецкой пехотной части.

Когда советская пехота и конница приблизились к восточным окраинам Калуги, авиация перенесла свой удар на дороги, ведущие к западу от города, имея своей целью блокировать пути отхода противника.

Советские летчики также разведали и подвергли бомбардировке вражеские транспортные узлы и склады боеприпасов. В частности, наши летчики разрушили крупный склад боеприпасов в районе П.

Проводя дневные действия, наши авиационные части интенсивно работали и ночью. Об’ектами ночных атак являлись пункты скопления противника. Не давать немцам ни часу отдыха, выгонять их на мороз, – такая задача стояла перед экипажами ночных бомбардировщиков, и они с этой задачей успешно справлялись.

Противник пытал он ослабить силу ударов Красной Армии, введя в действие значительное количество своих самолетов и прикрыв наиболее важные стратегические пункты зенитной артиллерией. Обычно немецкие летчики ходили группами, охотясь преимущественно за одиночными советскими самолетами.

В районе Калуги однажды произошел бой между нашим пикирующим бомбардировщиком и несколькими фашистскими истребителями. Проявив подлинное мужество и отвагу, наш экипаж не только спас свою машину, но и уничтожил в воздушном бою три немецких самолета.

Когда противник, не выдержав натиска советских войск, стал откатываться на запад, активность его авиации и зенитной артиллерии резко снизилась. Вся система ПВО оказалась нарушенной и неспособной сколько-нибудь серьезно сопротивляться.

В условиях скверной, «нелетной» погоды наши летчики сумели показать свои отличные боевые качества.

Подполковник А. Демершкевич.

* * *

2. В районе Малоярославца

Советским летчикам хорошо знакомы дороги в районе Малоярославца. Здесь сталинские соколы не раз атаковали немецко-фашистские полчища, рвавшиеся к Москве. Враг оставил тогда на дорогах десятки танков, сотни автомашин, много другой техники и живой силы. Но враг решил любой ценой выйти через Малоярославец на ближние подступы к красной столице. Этот замысел фашистских захватчиков сорвался, и немцы вынуждены были повернуть вспять.

Преследуя по пятам отступающего противника, наши летчики снова бьют врага на тех же дорогах, отгоняя его на запад от советского Малоярославца.

Сильный удар с воздуха был нанесен противнику непосредственно перед взятием Малоярославца. 20 декабря в этом районе действовали несколько наших авиационных частей, закрывая врагу пути отхода.

Замечательно работали летчики из авиачасти Героя Советского Союза тов. Антошкина. Под прикрытием истребителей звенья наших штурмовиков несколько раз в течение дня атаковали отходящие войска противника на шоссе Малоярославец – Медынь. В этот день летчики вывели из строя 17 танков, 280 автомашин, около 90 конных повозок, рассеяли и истребили до 900 немецких пехотинцев.

Свыше 120 боевых вылетов совершили экипажи из части т. Образцова. Летчики атаковала передние части колонн, приостанавливая их движение. На дорогах создавались пробки. Воспользовавшись паникой, летчики с бреющего полета расстреливали разбегавшихся во все стороны фашистов.

В последующие дни советская авиация продолжала атаковать отступающие вражеские войска.

2 января летчики т. Образкова совершили налет на укрепленный пункт противника. Здесь зарегистрировано несколько прямых попаданий тяжелых авиабомб.

В тот же день экипажи Н-ской части разбили на дорогах около 60 грузовиков и до 30 повозок.

Смелый ночной рейд совершили летчики из авиачасти т. Кулдина. Выследив немецкую автоколонну, находившуюся в пути, они внезапно атаковали ее, уничтожив при этом 25 автомашин с пехотой и воинским грузом.

Вчера летчики Западного фронта продолжали вести боевые действия к западу от Малоярославца.

Наряду с бомбардировкой отходящих немецких войск наши авиачасти прикрывают наступление советской конницы, отрезающей врагу путь к отступлению.

А. Хапаев.

Западный фронт, 3 января. (От наш. спец. корр.).