Демершкевич А.
Кулдин Леонид Григорьевич
Образцов Иван Семенович
Хапаев Анатолий Васильевич (автор)
|
Подполковник А. Демершкевич, А. Хапаев
Авиация на Западном фронте
// Сталинский сокол 4.01.1942
1. В боях за Калугу
План Калужской операции, разработанный советским командованием, предусматривал широкое использование боевых самолетов. Авиация должна была, во-первых, прикрыть наступление наших наземных частей и, во-вторых, отрезать пути отступления немецким дивизиям.
К сожалению, резко ухудшившиеся метеорологические условия несколько ограничили действия советских летчиков. Тем не менее авиационные части нанесли противнику ряд чувствительных ударов и тем самым способствовали успеху наших войск.
Важным этапом Калужской операции безусловно является разгром Алексинской группировки противника. Алексин был тем заслоном, который немцы воздвигли на пути к Калуге. Красная Армия непрерывными атаками сломала этот заслон и одновременно начала охватывать Калугу с других направлений.
Наши летчики активно способствовали наступательным действиям наземных частей Красной Армии. Бомбардировщики, штурмовики, истребители – все виды боевой авиации держали под ударом дорогу Алексин – Калуга, по которой отступали немцы. Действия нашей авиации дезорганизовали железнодорожное движение в районе станции Ф. В самом Алексине летчики разгромили штаб крупной немецкой пехотной части.
Когда советская пехота и конница приблизились к восточным окраинам Калуги, авиация перенесла свой удар на дороги, ведущие к западу от города, имея своей целью блокировать пути отхода противника.
Советские летчики также разведали и подвергли бомбардировке вражеские транспортные узлы и склады боеприпасов. В частности, наши летчики разрушили крупный склад боеприпасов в районе П.
Проводя дневные действия, наши авиационные части интенсивно работали и ночью. Об’ектами ночных атак являлись пункты скопления противника. Не давать немцам ни часу отдыха, выгонять их на мороз, – такая задача стояла перед экипажами ночных бомбардировщиков, и они с этой задачей успешно справлялись.
Противник пытал он ослабить силу ударов Красной Армии, введя в действие значительное количество своих самолетов и прикрыв наиболее важные стратегические пункты зенитной артиллерией. Обычно немецкие летчики ходили группами, охотясь преимущественно за одиночными советскими самолетами.
В районе Калуги однажды произошел бой между нашим пикирующим бомбардировщиком и несколькими фашистскими истребителями. Проявив подлинное мужество и отвагу, наш экипаж не только спас свою машину, но и уничтожил в воздушном бою три немецких самолета.
Когда противник, не выдержав натиска советских войск, стал откатываться на запад, активность его авиации и зенитной артиллерии резко снизилась. Вся система ПВО оказалась нарушенной и неспособной сколько-нибудь серьезно сопротивляться.
В условиях скверной, «нелетной» погоды наши летчики сумели показать свои отличные боевые качества.
Подполковник А. Демершкевич.
* * *
2. В районе Малоярославца
Советским летчикам хорошо знакомы дороги в районе Малоярославца. Здесь сталинские соколы не раз атаковали немецко-фашистские полчища, рвавшиеся к Москве. Враг оставил тогда на дорогах десятки танков, сотни автомашин, много другой техники и живой силы. Но враг решил любой ценой выйти через Малоярославец на ближние подступы к красной столице. Этот замысел фашистских захватчиков сорвался, и немцы вынуждены были повернуть вспять.
Преследуя по пятам отступающего противника, наши летчики снова бьют врага на тех же дорогах, отгоняя его на запад от советского Малоярославца.
Сильный удар с воздуха был нанесен противнику непосредственно перед взятием Малоярославца. 20 декабря в этом районе действовали несколько наших авиационных частей, закрывая врагу пути отхода.
Замечательно работали летчики из авиачасти Героя Советского Союза тов. Антошкина. Под прикрытием истребителей звенья наших штурмовиков несколько раз в течение дня атаковали отходящие войска противника на шоссе Малоярославец – Медынь. В этот день летчики вывели из строя 17 танков, 280 автомашин, около 90 конных повозок, рассеяли и истребили до 900 немецких пехотинцев.
Свыше 120 боевых вылетов совершили экипажи из части т. Образцова. Летчики атаковала передние части колонн, приостанавливая их движение. На дорогах создавались пробки. Воспользовавшись паникой, летчики с бреющего полета расстреливали разбегавшихся во все стороны фашистов.
В последующие дни советская авиация продолжала атаковать отступающие вражеские войска.
2 января летчики т. Образкова совершили налет на укрепленный пункт противника. Здесь зарегистрировано несколько прямых попаданий тяжелых авиабомб.
В тот же день экипажи Н-ской части разбили на дорогах около 60 грузовиков и до 30 повозок.
Смелый ночной рейд совершили летчики из авиачасти т. Кулдина. Выследив немецкую автоколонну, находившуюся в пути, они внезапно атаковали ее, уничтожив при этом 25 автомашин с пехотой и воинским грузом.
Вчера летчики Западного фронта продолжали вести боевые действия к западу от Малоярославца.
Наряду с бомбардировкой отходящих немецких войск наши авиачасти прикрывают наступление советской конницы, отрезающей врагу путь к отступлению.
А. Хапаев.
Западный фронт, 3 января. (От наш. спец. корр.).
|