Ложкарев

Натченко

Сенкевич Сергей Федорович

Швецов Аркадий Дмитриевич

Садовников Герман Иванович (автор)

* * *

Принадлежность:

Авиазавод № 19

Г. Садовников 

Рождение машины
// Сталинский сокол 4.01.1942

Конструктор склонился над чертежами. Он внимательно изучает пересекающиеся линии, разрезы, углы, диаметры. Перед ним на прозрачных листах кальки – схемы деталей одного из ответственных агрегатов мощного двигателя. В просторном, светлом конструкторском бюро много людей, но в комнате царит глубокая тишина. Только слышен шорох переворачиваемой бумаги, скрип циркуля, стук линейки.

За окнами в ранних зимних сумерках видны темные громады заводских корпусов. Всего сотня метров отделяет конструкторов от цехов. Там, в шуме и грохоте станков, среди непрестанного бега трансмиссий, куется грозное оружие для фронта – авиационные моторы.

Фронт отстоит далеко – за тысячи километров. Но крепкие нити связывают людей, работающих в глубоком тылу, с передовой линией. Эта связь – непреклонная воля к победе.

Коллектив оборонного завода, где секретарем парткома т. Ложкарев, работает над созданием нового типа двигателя для скоростных машин. Мысли конструктора, перенесенные на чертежи, облекаются в металл в виде сложных, точно рассчитанных деталей. В рождении нового мотора принимает участие большая группа стахановцев рабочие, инженеры, технологи. В литейном, механическом, сборочном и других цехах изготовляются части опытных экземпляров двигателя, поверяются расчеты, вносятся изменения.

Главный конструктор завода тов. Шведов и его заместитель Натченко могут многое рассказать о сложном периоде творческих исканий, который прошел коллектив проектировщиков. Новая машина явилась плодом инициативы конструкторов завода. Они задались целью создать такой двигатель, которым при минимальных габаритах дал бы максимум мощности, увеличил полезную грузопод’емность самолета, его скорость, маневренность. На разрешение этой задачи и была направлена конструкторская мысль.

– Наш коллектив, – говорит тов. Натченко, – строго учитывал производственные возможности предприятия, его оборудование, инструмент, широко использовал готовые детали двигателей серийных выпусков. Это дало возможность сократить время изготовления опытных моторов, поможет быстрее внедрить двигатель в производство.

Что внесли нового конструкторы в свою работу?

Чертежи еще не были готовы – они находились в процессе вычерчивания, но к столам проектировщиков уже приглашались технологи. Конструкторы рассказывали, как они предполагают построить тот или иной узел, отдельную деталь. Технологи давали ценные указания, как отлить эту деталь, чтобы она оказалась экономичной, быстрее осваивалась в производстве. Это творческое содружество принесло неоценимую пользу. Люди смело экспериментировали, искали новые пути. Их стремления увенчались успехом.

...На заснеженном аэродроме стоит небольшая группа людей. Сегодня выдался наредкость славный денек. Синее небо безоблачно, воздух чист, крепкий мороз. Но люди не замечают холода. Они пристально смотрят вверх, изредка обмениваясь замечаниями.

На большой высоте еле заметный глазу идет самолет, вычерчивая в прозрачном небе длинный белый след. Он кажется маленькой серебряной искоркой. Люди внимательно следят за полетом. Здесь инженеры, моторостроители, самолетчики. Каждый из них внес свою долю в создание этой новой, парящей на огромной высоте, машины.

Летчик идет на снижение. Он ушел далеко за пределы аэродрома, потом появился вновь. Теперь можно рассмотреть очертания машины. Несколько плавных кругов, – и она приземляется.

Небольшой, весь зализанный, с широко расставленными крыльями подруливает к ангару самолет. Из кабины выходит летчик-испытатель Сенкевич. Воротник, его комбинезона запушен инеем, лицо красное от мороза. Он улыбается.

– Как ведет себя машина в воздухе? – спрашивают конструкторы.

– Хорошо.

– День, когда новый двигатель заканчивает государственные испытания, – большой праздник для завода. Коллектив переживает острое радостное чувство. Труд завершен успешно. Но это еще не конец. Предстоит много работы, чтобы освоить серийное производство в кратчайший срок.

Стахановцы, рабочие, инженеры, технологи всю свою энергию отдают на то, чтобы снабдить фронт боевой продукцией в достаточном количестве. Новый мотор, переданный в серийное производство, еще больше увеличит ту сумму мощностей и скоростей, которыми вооружена авиация советской страны.

Г. Садовников.
Город Н. (От наш. спец. корр.).