Ахметов Салик Джумабаевич

Быкань Александр Петрович

Звягинцев Андрей Алексеевич

Зельцер Исаил Борисович

Иванов Иван Александрович

Кабаков Семен Сидорович

Кашуба Павел Тарасович

Колмаков Инокентий Константинович

Корнилов

Литинский

Любавский Владимир Егорович

Максимов Н.

Мартынов

Милославский

Панфилов Виктор Дмитриевич

Севостьянов Владимир Ильич

Семенов П.

Сергеев Михаил Кондратьевич

Сиваков Константин Иванович

Солдатов

Соловей

Сурков Николай Николаевич

Толокнов

Троепольский Сергей Алексеевич

Шарапов Александр Григорьевич

Шеленков Петр Иванович

Шилов И.

Штейгервальд Геннадий Антонович

Леонтьев Борис Иосифович (автор)

Пряженников Анатолий Васильевич (автор)

* * *

Принадлежность:

Особая авиагруппы связи по обслуживанию Генштаба КА

Майор Пряженников, Старший политрук Леонтьев 

Люди особой авиагруппы
// Сталинский сокол 7.01.1942

Выполнив специальное задание, я возвращался на самолете «Р-5» в свою часть вдоль одной из наших железнодорожных магистралей. В районе станции X. я заметил два «Юнкерса-88», вынырнувшие из облаков. На высоте 300 метров они стали заходить на бомбежку эшелона, который двигался к линии фронта.

Моя машина значительно уступала по всем боевым качествам «Юнкерсам-88». Но оставаться спокойным свидетелем происходящего я не мог.

Дал полный газ и вплотную подошел к эшелону. Один «Юнкерс» перешел в пике. В ту же секунду мой борттехник Сурков почти в упор полоснул двумя пулеметными очередями по мотору пирата «Юнкерс» задымил. Оторопевший от неожиданного отпора фашистский летчик резко вырвал самолет из пике и, беспорядочно сбрасывая бомбы, скрылся в облаках. Второй пират, заметив неудачу коллеги, не стал пытаться осуществить свое намерение. Он выбросил всю бомбовую «начинку» в лес, на расстоянии 5 километров от станции, и пустился догонять задымившую подбитую машину.

Кружа над эшелоном, я с радостью увидел приветственные жесты наших бойцов и бригады поезда, продолжавшего спокойно свой путь.

Так рассказывает об одном из своих боевых эпизодов летчик Штейгервальд, награжденный орденом Красного Знамени.

Н-ская авиагруппа особого назначения начала свою работу с первых дней великой отечественной войны. Состав ее подобран из опытных летчиков Гражданского воздушного флота. Орденоносец майор П. Семенов налетал 8.245 часов, летчик С. Троепольский – свыше 7.500 часов, капитан Литинский – 4.700 часов, орденоносец Шарапов – около 4.000 часов, лейтенант орденоносец Колмаков – 2.750 часов. И многие другие летчики налетали свыше двух тысяч часов без аварий.

Недавно лейтенант И. Шилов с бортмехаником Сиваковым, идя бреющим полетом, заметили «Юнкерс-88», подбирающийся к хвосту их самолета. Шилов прижал машину к земле и пошел на высоте десяти метров. Сиваков приготовился стрелять.

Стервятник, решив атаковать «Р-5» в лоб, обошел его далеко слева и уже хотел пикировать. Но Шилов сразу понял его маневр и спокойно развернул вправо, чтобы фашист оказался под пулеметом стрелка. С «Юнкерса-88» пустили очередь, но мимо. Сиваков ответил длинными очередями и, как видно, попал. Фашисту свинцовый душ явно не понравился развернулся и подставил свор коричневое бронированное брюхо.

Шилов резко меняет курс на 180 градусов. Фашист повторяет свой маневр, стараясь ударить из лобовых пушек, по «Р-5». Снова Сиваков открывает огонь, и снова отваливает «Юнкерс-88».

Тогда разоренный фашист разворачивает еще круче, и тут Сиваков с 50 метров прошивает его очередью. Правда, последней очередью «Юнкерс» успел пробить лопасть и перебить тросы элеронов, но сам он сильно задымил и, круто отвалившись, пошел вниз.

– Сбит, гад! – крикнул радостно Сиваков, увидя, как фашистский самолет скрылся за лесом.

Искусный и отважный пилот, Шилов довел свой поврежденный самолет до аэродрома и благополучно приземлился.

Выдающееся хладнокровие и мужество проявлял неоднократно летчик-орденоносец капитан Н. Максимов. Однажды, подлетая к городу X. на «Р-5» с пассажиром и стрелком-радистом Толокновым, он заметил, как из облаков выскочило звено «Мессершмиттов-109». Один из них стал пикировать и пронесся над головой Максимова на высоте 15—20 метров. Толокнов меткою очередью зажег его. Фашист факелом упал на окраине города. В схватке со вторым «Мессершмиттом» самолет Максимова загорелся. Но летчик умело посадил горящую машину на городской улице. Жители помогли летчикам забросать самолет землей и потушить.

За боевую отвагу и мужество 31 летчик этой группы награжден правительством. Мы гордимся славным сталинским соколом ст. лейтенантом Кащубой, удостоенным за свои подвиги высокого звания Героя Советского Союза, такими летчиками-орденоносцами, как Колмаков, Сергеев, Ахметов, Кабаков, Максимов, Шарапов, Быкань, и другими, такими бортмеханиками, как Севастьянов, Корнилов, Звягинцев.

Главный инженер Милославский, ст. инженер Зельцер, инженер-орденоносец Иванов, ст. инженер Любавский, ст. инженер Соловей отдают все свои силы работе, и самолеты летают безотказно. По инициативе этих товарищей проведена в группе техническая учеба для лучшего освоения материальной части.

За время войны люди росли, повысилась их квалификация. Так, летчики Литипский, Кашуба, авиатехники Севастьянов и Корнилов перешли из второго класса в первый, авиатехники Соловей и Панфилов получили звание инженеров-практиков.

Авангардная роль в работе всех авиагрупп принадлежит коммунистам. С них берут пример летчики и техники. Выделяются самоотверженной работой в деле выковывания новых боевых кадров комиссары подразделений Шеленков, Солдатов, Мартынов. Они умеют воодушевить людей на боевую стахановскую работу.

Немало трудностей встает у нас на пути. Но мы уверенно преодолеваем их, чтобы справиться с ответственной задачей – обеспечить образцовое выполнение специальных заданий командования героической Красной Армии,

Майор Пряженников.
Старший политрук Леонтьев.