Ерлыкин Евгений Ефимович

Пидтыкан Иван Дмитриевич

Харитонов

Доброницкий Константин Петрович (автор)

Майор К. Доброницкий 

Особенности воздушного боя
// Сталинский сокол 18.01.1942

Итоги собраний боевых активов

Летчики соединения Героя Советского Союза полковника Ерлыкина седьмой месяц участвуют в сражениях с немецкой авиацией. В напряженной обстановке, под непрерывным воздействием противника, в жестокой борьбе ковались кадры бесстрашных истребителей, накапливался боевой опыт. Рядовой летчик Пидтыкан стал командиром одной из лучших эскадрилий. Летчик Харитонов, незадолго до войны окончивший авиашколу, быстро проявил себе, как истребитель высокого класса. Немало других летчиков стало законченными мастерами воздушного боя.

В жестоких схватках с врагом оправдала себя тактика советской истребительной авиации, рождались контрманевры против коварных уловок фашистов. Богатейший опыт, собранный по крупицам, был обобщен летчиками на недавно проведенных собраниях боевых активов. О некоторых особенностях боев с немецкой авиацией мы и хотим рассказать в настоящей статье.

Особенности Ленинградского фронта позволяют вражеским самолетам неожиданно появляться над нашими аэродромами и охраняемыми ими об’ектами. Перехват авиации противника в этих условиях необычайно сложен. Фактор времени, столь важный в бою, в данном случае приобретает решающее значение. Буквально секунды требуются для того, чтобы дать летчикам боевое задание, организовать запуск моторов, произвести взлет и собрать всю группу самолетов в воздухе. Еще до сигнала «в воздух» группа вылетающих самолетов должна тщательно согласовать между собой боевой порядок полета.

В процессе сбора нельзя допускать самостоятельного ухода отдельных самолетов к цели, так как это дает противнику возможность легко атаковать одиночек. Вместе с тем ограниченное время не позволяет производить полный сбор группы «на кругу». Поэтому сбор происходит уже на пути к охраняемому об'екту. Ведущий должен лететь с небольшой скоростью до того момента, пока остальные машины присоединятся к нему. Ведомые, пристраиваясь к группе, обязаны подходить сбоку, чтобы можно было без труда опознать их.

Наилучшим боевым порядком считается такой, когда группа состоит из пар самолетов, рассредоточенных по высоте с интервалом, позволяющим легко наблюдать друг за другом. Кроме того, между отдельными самолетами группы должна быть установлена непрерывная связь по радио.

Одним из важнейших качеств истребителя являются постоянные настороженность и осмотрительность. От момента выруливания для взлета и до момента заруливания к месту стоянки самолетов летчик обязан все время наблюдать за воздухом. Завидев тот или иной самолет, он должен немедленно сообщить об этом ведущему. Так, были случаи, когда, возвращаясь с задания, наши «ястребки» приводили «на хвосте» вражеский самолет, который атаковал их, когда они шли на посадку. Это лишний раз напоминает о необходимости прикрытия своего аэродрома, особенно при посадке.

Противопоставляя тактике немцев, рассчитанной на внезапность, усиление нашей бдительности, как способ обороны, летчики сами должны осуществлять скрытый подход к противнику, наносить ему неожиданные удары. При этом решающую роль играет умение истребителя на большом расстоянии от себя обнаружить вражеский самолет, использовать средства маскировки для того, чтобы подойти к нему незаметно.

Законом для летчика-истребителя должно быть неослабное наблюдение за солнцем. Со стороны его фашисты чаще всего производят нападение. При полете под облаками надо держаться у нижней кромки облачности, в тех же случаях, когда в ней имеются просветы, непрерывно наблюдать за облаками и «окнами», так как немецкие летчики часто летают над ними, выслеживая цель. Осматриваясь, летчик не должен ходить по прямой, а делать плавные эволюции. Следует также систематически совершенствоваться в слепом полете.

Всеми способами нужно добиваться действенности пулеметно-пушечного огня. Летчик, будучи уверен, что противник его не видит, не должен стрелять по нему издалека, а обязан сблизиться с ним, чтобы можно было вести огонь в упор. Если же подойти незамеченный нельзя, то рекомендуется начинать огонь с дистанции 800—1.000 м, постепенно сокращая ее.

Чаще всего нашим истребителям приходится вести воздушные бои с вражескими самолетами типов «Ме-109», «Ме-110» и «Ю-88».

Летчиц самолета «Ме-109» в бою, как правило, пользуется вертикальным маневром. Лобовых атак «Ме-109» не принимает и, пользуясь большой скоростью, стремится неожиданно зайти в хвост своему противнику. Правда, было замечено несколько случаев, когда пушечные истребители «Ме-109Ф» шли в лобовую атаку, но, дав очередь из пушек, они обычно на большой дистанции отваливали в сторону.

Одиночные самолеты «Ме-109», как правило, в бой не вступают. Ведут они обычно прицельный огонь и с коротких дистанций. При встрече с самолетами «Ме-109» преимущество дает инициатива боя. Нужно первыми резко и внезапно переходить в атаку, не отрываясь, однако, от своей группы, последовательными атаками разбивать строи неприятельских машин, уничтожая одиночек. Подвергшись атаке, рекомендуется выходить из-под удара на горизонтальном маневре, не давая противнику вести прицельный огонь.

Наличие радиосвязи у самолетов этого типа позволяет им летать в боевых порядках рассредоточено на большом расстоянии. Поэтому, заметив один «Ме-109», нельзя забывать, что где-то неподалеку ходит его напарник, а, может быть, и еще одна пара машин.

Одним из жестких правил группового воздушного боя является требование – не отрываться от своих. Между тем среди молодых летчиков наблюдается стремление к самостоятельным действиям, что часто ведет к плохим последствиям. Если групповой воздушный бой начался над вражеской территорией, выгодно в процессе его «оттягивать» неприятельских истребителей на свою сторону. Это дает ряд преимуществ. При появлении большой группы немецких самолетов иногда полезно перейти к обороне, став в замкнутый крут.

Самолет «Ме-110» используется немцами, как штурмовик, бомбардировщик и разведчик. Он обладает хорошим вертикальным и, особенно, горизонтальным маневром. При встрече равного или большего количества наших истребителей этот самолет стремится освободиться от бомбовой нагрузки и уйти. При обороне летчики «Ме-110», как правило, образуют замкнутое кольцо. Чтобы разбить его, желательно пикировать со стороны столица, цепочкой с небольшим углом (15—20 градусов). Это дает достаточно времени для ведения прицельного огня. Если круговая оборона самолетов «Ме-110» разбита, то они поодиночке уходят с потерей высоты на свою сторону. Атаковать их выгодно с задней полусферы, преимущественно снизу или строго в хвост. Атака в лоб невыгодна, а атака с передней полусферы с небольшим ракурсом одновременно с двух сторон заставляет «Мессершмиттов» спешно выходить из боя.

Бомбардировщики «Ю-88» обычно летают в сопровождении истребителей. При первой атаке самолетов этою типа надо по возможности учитывать секторы обстрела. Дело в том, что современное самолетостроение почти уничтожило разницу в скоростях между истребителями и бомбардировщиками. Поэтому у истребителя не остается времени для того, чтобы занять желаемое исходное положение, и он вынужден производить сближение по кратчайшему пути. Последующие же атаки следует вести с задней полусферы.

Выгоднее всего атаковать бомбардировщиков в мертвые конуса. Применительно к самолету «Ю-88» это соответствует атакам сверху и снизу под углом в 50 градусов и выше. Большую группу «Ю-88» целесообразнее атаковать с той же высоты с передней полусферы, при ракурсе от 1/4 до 4/4.

Особое значение для летчиков-истребителей приобретает ориентировка в полете. При патрулировании в зоне за облачностью очень полезно в определенном, известном летчику пункте поднять выше облаков аэростат, который служил бы ориентиром. Если же это сделать невозможно, то, патрулируя за облаками, надо время от времени пробивать облачность и, уточнив ориентировку, снова подниматься вверх. Патрулируя вне видимости земли, необходимо учитывать снос самолета ветром. Еще перед вылетом летчик должен знать силу и направление ветра на высоте полета.

Отличного знания района полета и безукоризненной техники пилотирования требует ночной полет. При луне, в светлые ночи, ориентировка не вызывает особых затруднений: лесные массивы, крупные населенные пункты, реки, озера и даже шоссейные дороги хорошо просматриваются с воздуха. В темные же ночи основными помощниками пилота, помогающими определить местонахождение самолета, служат компас и часы. Дополнительными средствами ориентировки являются водные пространства, различаемые даже в самые темные ночи.

Летчик, поднимаясь ночью с аэродрома, должен прежде всего обратить внимание на все видимые ориентиры, в том числе и световые (прожекторы, очаги пожаров, отдельные светящиеся точки), запомнить, с такой стороны и на каком удалении они расположены. Общей ориентировке помогают луна и Полярная звезда. Однако независимо от ориентиров летчик обязан непрерывно контролировать себя по компасу и часам.

Ни в коем случае нельзя забывать об ориентировке при преследовании противника ночью, когда тот со снижением уходит на скорости. При этом обязательно надо учитывать высоту полета. В ночных поисках необходимо зорко следить за прожекторами и разрывами зениток. Интенсивные вспышки прожекторов и разрывы зениток безошибочно говорят о наличии в том районе вражеских самолетов и показывают, на какой высоте они летят.

Кроме того разрывы сброшенных бомб также дают представление о направлении полета вражеского самолета.

В том случае, когда самолет противника пойман лучами прожектора, задача истребителя намного упрощается. Он подходит к границе освещенного пространства и прицельным огнем уничтожает врага. Если же истребитель находит самолет неприятеля в неосвещенном районе, то должен иметь в виду, что вспышки из выхлопных патрубков демаскируют его. Обнаружив противника, нужно до минимума сократить время сближения с ним и стараться не открывать огня с большой дистанции. Противник, конечно, сделает все для того, чтобы уйти от преследования. Но если он летит спокойно значит, его преследователь остался незамеченным и может сближаться до стрельбы в упор.

Летчик должен помнить, что при стрельбе большими очередями трассирующие пули дают ослепляющий сноп света, который мешает вести наблюдение. Потому целесообразнее выпускать короткие очереди, следя за вражеской машиной, не давая ей удрать.

Размеры статьи не позволяют рассказать о всем том, что было предложено, высказано, обобщено летчиками-истребителями. Собрания боевых активов прошли с большой пользой. Теперь задача заключается в том, чтобы ни одна крупица опыта, накопленного в боях, не была потеряна. Опыт лучших мастеров воздушного боя должен стать достоянием всех летчиков-истребителей.

Майор К. Доброницкий.
Ленинградский фронт.