Газета Сталинский сокол -- 1942, 21 января


Асаулов Сергей Павлович

Жеребин

Таряник Григорий Аверьянович

Златопольский Зусь Айзикович (автор)

* * *

Принадлежность:

260 пбап

Батальонный комиссар З. Златопольский 

Герой Григорий Таряник
// Сталинский сокол 21.01.1942

Это было 25 июня прошлого года. Таряник во главе пятерки возвращался после бомбометания на свой аэродром. Где-то слева он заметил вынырнувший из облаков самолет.

– «Горбыль» летает, – сказал он штурману и подал сигнал к атаке. Пятерка дружно атаковала стервятника и подбила его. В этот момент бомбардировщиков настигли 17 «Хейнкелей -113». Враги группами навалились на наших летчиков. На одного только Таряника насело 6 стервятников. Это – был упорный и длительный бой. Фашисты потеряли тогда 5 истребителей.

На аэродроме техники осмотрели возвратившиеся самолеты. Были пробиты винты, тяги управления, хвостовое оперение. На машине Таряника оказалось тридцать пробоин. Самолет был поставлен на запасный аэродром, для ремонта.

Вскоре, случилось так, что немецкие войска оказались в четырех километрах от аэродрома. Самолеты перебазировались, а на западном аэродроме стояла машина Таряника. Техники не бросили ее. Линия фронта уже подошла вплотную к запасному аэродрому. Немецкий разведчик, обнаруживший самолет, дважды бомбил площадку, но безуспешно.

А с нового аэродрома на грузовой машине к оставшемуся самолету спешил Таряник. Он с трудом пробрался через ряд укреплений, созданных нашими войсками. Техники с радостью встретили комиссара. Они доложили ему, что самолет в исправности. Когда наступили сумерки, бомбардировщик под огнем противника был выведен на взлетное поле. За штурвал сел Таряник. Заревели моторы. Совершив небольшую пробежку, самолет взмыл в воздух. Так из-под самого носа немцев был спасен самолет, который фашисты считали уже своей добычей...

Григории Таряник до середины ноября прошлого года был комиссаром эскадрильи. Он хорошо знал летные качества каждого пилота, его поведение в бою, знал, потому что с каждым встречался на земле, в воздухе, в бою, знал, потому что каждого лично учил. Когда в эскадрилью прибыли самолеты-пикировщики, первым стал летать на них Таряник. Затем он вместе с командиром эскадрильи Асаульевым учил летчиков. Однажды после вывозного полета к нему подошел летчик:

– Товарищ комиссар, я, пожалуй, не сумею летать на пикировщике так, как вы. Дух захватывает.

Комиссар улыбнулся и ответил:

– Сегодня у нас был угол в 45 градусов. В следующем полете мы его увеличим, полетаем вместе, и я научу вас пикировать.

Комиссар не выпустил из виду этого пилота. В очередном полете Таряник убрал тормозные решетки, пикировал под углом 90 градусов и развил предельную скорость. Так он проделывал несколько раз, пока молодой летчик не привык. Наконец, настал день, когда комиссар сказал:

– Да, теперь это пикировщик.

Летчик Жеребин прекрасно овладел искусством пикирования и теперь награжден орденом.

– Хороший ученик, – говорит о нем Таряник.

Нам остается добавить, – хороший учитель.

Таряник всегда готов помочь товарищам, научить их всему, что знает сам. Когда был сформирован полк, на должность комиссаров в двух эскадрильях назначили летчиков, оторвавшийся от летной работы.

– Я их научу летать, – сказал Таряник. – Будут опять настоящими летчиками.

Комиссар полка сдержал свое слово. Много раз он вместе с товарищами поднимался в воздух, лично учил их, тренировал, готовил к боевой работе. Теперь, когда эскадрильи уходят в полет, вместе с летчиками выполняют боевые задания также и их комиссары

По самым последним подсчетам, тов. Таряник за дни отечественной войны совершил 87 боевых вылетов. Десятки раз сбрасывал он бомбы на головы врага, много раз летал на воздушную разведку и всегда доставлял ценные сведения о противнике.

Комиссар, награжденный двумя орденами Красного Знамени и ныне удостоенный высокого знания Героя Советского Союза, умеет сочетать боевую работу с воспитанием людей. Его часто можно видеть в эскадрилье за простой задушевной беседой, которую он ведет с летчиками и техниками. Его можно встретить на аэродроме ночью, около мотористов, когда они прогревают моторы. Мимо внимания комиссара не проходит ни одна, даже самая незначительная деталь из жизни полка. Комиссара знают, комиссара любят, к нему приходят за помощью и советом. А когда полк идет в бой, рядом с командиром всегда летит бесстрашный и мужественный комиссар Таряник.

Батальонный комиссар З. Златопольский.
Северо-Западный фронт, 20 января. (По телеграфу).