Дикобразов Павел Петрович

Зелендинов Сергей Алексеевич

Рассказов Петр Самсонович

Семенов

Тимлер Александр Августович

Шелест Александр Захарович

Хапаев Анатолий Васильевич (автор)

* * *

Принадлежность:

Особая Прибалтийская авиагруппа ГВФ

А. Хапаев 

«Партизанская авиация»
// Сталинский сокол 30.01.1942

Человек в дубленом романовском полушубке извлек из полевой сумки карту-десятиверстку, аккуратно разложил ее на столе и негромко произнес:

– Края наши, товарищи летчики, озерные, глухие. Немцу здесь туго приходится: повадки хотя у него в лисьи, и душща заячья. Боится фашист этих мест. Он все больше к селам и дорогам жмется. Там у него пушки, и пулеметы. Вот здесь у села он зенитку держит, а около лесочка прожектор стоит. Поэтому вы тут берите немного влево и выходите прямо на это озеро.

Беседа затянулась до поздна. Она окончилась, когда летчики во всех деталях уточнили профиль первой воздушной трассы, которая должна была соединять Н-скую партизанскую часть с советским тылом.

Эта часть оперировала в глухих лесах около села Н. Партизаны контролировали весь район, прилегающий к селу. Здесь работали сельсовет, школа, сберегательная касса, хотя линия фронта уже давно проходила значительно восточнее этих мест. Партизаны совершали смелые налеты на немецкие гарнизоны и вражеские обозы, взрывали склады с горючим и боеприпасами. Они мстили ненавистному врагу за все его неслыханные зверства: за надругательства над женщинами и стариками, за стертые с лица земли деревни, за вытоптанные поля.

Несколько месяцев находились отважные патриоты в лесах, далеко от своего тыла. Здесь не было ни радио, ни газет. Партизанам пришлось нарядить специального ходока в штаб фронта. Ему поручили рассказать там о своих нуждах.

Несколько дней и ночей, то на санях, то пешком, пробирался ходок в советский тыл. Так он очутился сначала в штабе фронта, а затем в авиачасти командира Рассказова, которой было поручено наладить регулярную воздушную связь с партизанами.

Ровно через сутки после беседы с партизанским делегатом вылетел первый связной самолет. Летчик поднялся в воздух, когда над аэродромом стояла уже темная ночь. Нелегко было найти в густых дремучих лесах партизанский лагерь и еще труднее, посадить самолет на неприспособленной, едва, различимой с воздуха площадке. Но летчик оказался настоящим воздушным следопытом. Он пересек линию фронта и, ориентируясь по руслам замерзших рек и характерным очертаниям озер, вывел своей самолет к небольшому лесному озеру, где находились партизаны.

Трудно передать впечатление, какое произвело на партизан прибытие к ним самолета. Несмотря на поздний час, весть об этой разнеслась по всему лагерю. Люди окружили летчика, которому удалось проложить воздушную тропу в партизанский стан. Командиры отрядов наперебой приглашали его к себе в гости. Но летчик торопился. Договорившись о следующем прилете и взяв на борт больного партизана, пилот вылетел обратно.

На следующую ночь в лагере опустились уже два самолета.

«Воздушные партизаны», как метко прозвали здесь летчиков, доставили 50 тысяч экземпляров брошюрок с докладом товарища Сталина на торжественном заседании в Москве, посвященном 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. В ту ночь лесной лагерь не спал до утра. При тусклом сеете самодельных ламп партизаны читали исторические слова своего вождя о неминуемом разгроме немецко-фашистских полчищ.

Этим же рейсом летчики доставили партизанам радиостанцию, и люди, находившиеся за несколько сот километров от столицы, наконец услышали голос диктора, который внятно и громко оказал:

– Внимание, внимание. Говорит Москва.

С тех пор летчики все чаще и чаще начали навещать партизан. Маленькое лесное озеро превратилось в аэродром, оборудованный нехитрыми приспособлениями для ночного приема самолетов.

Впрочем, летчики не только поддерживали связь. Они сопровождали отряды народных мстителей в их боевых походах. Так постепенно начала создаваться и крепнуть «партизанская авиация». Летчики доставляли партизанам вооружение и боеприпасы, свежие газеты и личную корреспонденцию, продовольствие и теплую одежду.

Слава о боевых партизанских делах гремела по всему фронту, и вот однажды летчики привезли сюда представителя командования. Он приказал выстроить на лесной поляне весь личный состав части и зачитал перед строем решение Военного Совета фронта о награждении отличившихся бойцов и командиров партизанской группы орденами и медалями Союза ССР.

Среди награжденных был и Александр Захарович Шелест, – первый летчик, связавший партизанский отряд с советским тылом.

После вручения наград комиссар части огласил приветствие, доставленное на самолете, от летчиков авиагруппы Рассказова. Летчики :

«Поздравляя с высокой наградой, мы восхищаемся и гордимся вашими героическими подвигами в борьбе с немецким захватчиками. Советские летчики сделают все возможное, чтобы помочь вам наголову разбить ненавистного врага».

И действительно, выполняя задания по связи с партизанскими отрядами, летчики не жалели сил, успешно преодолевали любые трудности. Однажды пилотам было поручено вывезти из вражеского тыла группу партизан, раненых в боях с фашистами. Два раза в эту ночь поднимались в воздух санитарные самолеты, но оба раза вынуждены были возвращаться обратно из-за сильного обледенения и отсутствия видимости. Между тем каждый час промедления угрожал жизни раненых бойцов, которые нуждались в срочной операции. Настало утро. Пилоты приняли дерзкое решение лететь в глубокий тыл противника днем. Они рисковали попасть под зенитный обстрел, могли встретиться с вражескими истребителями. Но ничто не поколебало воли летчиков, и они блестяще выполнили это трудное и рискованное задание.

Партизанская часть готовилась к большой операции в районе гороха Х., который в течение четырех месяцев находился в руках немцев. Летчики получили от партизан заказ: срочно доставить в лагерь боеприпасы, замки к орудиям, автоматы. Сделав несколько полетов, экипажи снабдили партизан всем необходимым. Разбившись на отряды, народные мстители выступили в район боевых действий.

Недавно во фронтовой газете появилось сообщение о боевой работе бесстрашных советских патриотов.

«В боях за город X. отличились отважные партизаны из части тов. В. Они заблаговременно перехватили дороги, ведущие к городу, и еще накануне подхода наших регулярных войск атаковали городские предместья».

Город был взят совместными усилиями партизан и красноармейцев. В этой победе есть и доля труда летчиков «партизанской авиации», которые в сложных условиях снабжали партизан всем необходимым для победы над врагом.

«Партизанская авиация» создана недавно, но в ней выросли уже замечательные кадры летчиков – тт. Шелест, Тимлер, Семенов, Дикобразов, Зелендинов и другие, которые бесстрашно и мужественно действуют в глухом вражеском тылу, помогая отважным партизанам истреблять фашистских варваров.

А. Хапаев.
Северо-Западный фронт. (От наш. спец. корр.).