Герои публикации:

Грабуздова

Дронов

Дубодел

Душкин

Наумов

Никифоров

Федоров

Халтурин

Шевченко

Самодуров (автор)

Третья очередь метро вступает в строй
// Сталинский сокол 01.01.1943

Беседа с начальником строительства тов. Самодуровым

В первый день 1943 года трудящиеся столицы получают новый замечательный подарок. Вступает в строй третья очередь московского метрополитена.

Новая подземная трасса протяжением в 6,2 километра соединит центр города – площадь Свердлова – с самыми промышленными районами Москвы и сможет обслужить в день свыше 150.000 рабочих и служащих крупнейших районов столицы.

При сооружении третьей очереди метрополитена было вынуто 700.000 кубометров грунта, уложено около 200.000 кубометров бетона и 100.000 тонн тюбингов. Москворецкий радиус метро четырежды пересекает глубоко под землей Москва-реку. Поэтому строительство требовало особо напряжённого труда всего коллектива для преодоления трудностей и преград, которые ставила природа.

Впервые в практике строительства метрополитена трасса под рекой была проложена бед применения сжатого воздуха. Настоящий героизм проявили рабочие-тоннельщики, которые помогли грамотно решить сложные технические проблемы.

Москворецкая трасса была первой, проложенной механизированным способом с помощью машин, созданных на отечественных заводах. Широкое распространение получили погрузочные машины и электровозная откатка породы. Были применены новые виды крепления котлована, укладка бетона насосами. Все эти нововведения значительно повысили производительность труда и сократили потребность в рабочей силе.

На строительстве была осуществлена комплексная организация работ – введена цикличность. Разработка породы, борьба с течью, укладка тюбингов и бетона велись одновременно – позади оставались готовые метры тоннеля.

Характерная особенность строителей третьей очереди метро заключалась в том, что каждый из них вмел несколько профессий и мог делать всё вплоть до мраморных работ. Весь коллектив равнялся по стахановцам строительства тт. Дубоделу, Дронову, Халтурину, Федорову, Наумову, Никифорову, Грабуздовой и сотням других. В дни отечественной войны ряды строителей пополнились новыми кадрами. В основном это были женщины – вчерашние домашние хозяйки. Через очень короткое время многие из них показали доблесть в труде и завоевали всеобщее уважение. Одной из таких является тов. Шевченко, которая стала организатором первой женской бригады по укладке путей. По бригаде Шевченко сейчас равняются лучшие мужские бригады.

Так, в условиям отечественной войны дружными усилиями славного коллектива метростроевцев было закончено это новое замечательное сооружение. Вопреки всем трудностям, проложен подземный путь от площади Свердлова в Пролетарский район столицы, где воздвигнут наземный павильон метро – «Завод имени Сталина», созданный по проекту лауреата Сталинской премии архитектора Душкина.

Станция отличается изяществом и легкостью архитектурные форм и отделки. Впервые подземный вокзал метро отделан белым мрамором с замысловатыми жёлтыми и коричневыми прожилками. Этот мрамор, носящий название орактой, вывезен из Грузии. С большим художественным вкусом выполнены мозаичные панно, отображающие героическую эпоху индустриализации нашей страны.

К новому – 1943 – году славный коллектив метростроевцев преподносит стране и родине достойный подарок. Этот подарок – лучшее доказательство самоотверженного творческого труда советских людей.

(ТАСС).