Леров Леонид Моисеевич (автор)

Л. Леров 
// Сталинский сокол 08.01.1943

Враг не сдаётся – его уничтожают

Мы слышали эти слова в землянке экипажей легких бомбардировщиков.

– Не хотят сдаваться по-добру, будем уничтожать их до последнего.

Что происходит сейчас и окруженной сталинградской группировке? На что она надеялась и на что может надеяться сейчас? В начало декабря, как это показали пленные лётчики, немцам, находящимся имея в окружении, была обещала помощь «из-за Дона». Среди документов, найденных между обломков сбитого «Ю-52» (на нём находился штаб 384-й пехотной немецкой дивизии – 24 офицера и унтер-офицера), было письмо командира дивизии. Это прощальное письмо командира горстке солдат и офицеров его разбитой дивизии. Он писал: «Положение очень тяжёлое... солдаты в унынии... Положение дел хуже, чем когда-то было под Москвой; благословляю бога и надеюсь на помощь из-за Дона».

Помощь «из-за Дона» – это танковые дивизии котельниковской группировки, брошенные на узкий участок фронта юго-западнее Сталинграда на соединение с окруженными войсками. Пока шли ожесточенные бои к юго-западу от Сталинграда немецкое командование всячески старалось поднять боевой дух окружённых войск. Пленный лётчик Олег Рисс рассказывал, что многим частям, находившимся в окружении, Гитлер присвоил гренадёрские звания.

Но помощь из-за Дона не пришла: танковые дивизии были разбиты и отброшенные на запад. Миф «о помощи из-за Дона» был развеян ударами наших войск.

Один из пленных лётчиков показал, что будто Гитлер приказал перебросить всю транспортную авиацию для снабжения окружённых под Сталинградом войск. Мы не знаем, вся ли это транспортная авиация, но несколько сот «Ю-52» было сосредоточено на ближайших к окруженной группировке аэродромах. В последние дни караваны транспортных машин становятся всё более и более худосочными. Под ударами нашей авиации в период с 12 по 30 декабря уничтожено до 200 транспортных самолётов противника. Пленные показывают, что среди лётчиков пилоты «Ю-52» получили кличку «смертников»: полёт на «Ю-52» считается почти верной смертью. Не спасает немцев и широкое использование «Хе-111» для транспортировки грузов. Наши штурмовики и истребители попрежнему ежедневно бьют транспортные самолеты в воздухе и на земле. Часто штурмовики, возвращаясь с боевого задания, завидев «Юнкерсов», сбивают их попутно. Истребители устраивают засады, «ИЛ'ы» штурмуют вражеские аэродромы, вылетая сразу же по следам разведчиков.

Снабжение окружённой группировки воздушным путём в последние дни ещё больше осложнилось. И не только потому, что большое количество «Ю-52» уничтожено. Многие аэродромы, на которых базировались немецкие транспортные самолеты, теперь заняты нашими войсками. Немцы вынуждены летать из-под Ростова. Ещё труднее немцам прикрывать свои «Ю-52» истребителями, радиус действий которых ограничен. А ближайшие аэродромы истребителей также заняты нашими войсками. На аэродромах окружённой группировки находятся 15–20 «Мессершмиттов». О противодействии нашим войскам они и не мечтают. Им бы справиться со своей основной задачей – прикрыть те несколько аэродромов, на которых садятся «Ю-52».

Посадка на эти аэродромы, несмотря на то, что они прикрыты значительным количеством зенитных средств, сопряжена для немцев с опасностью сразу же попасть под удары нашей авиации, которая всё время блокирует эти аэродромы, не оставляя их в покое ни днём, ни ночью.

Окружённая группировка – это последний зловонный нарыв на священных берегах Волги. Войска наши ушли далеко вперед. Летчики наши летят на запад: бить отступающего немца. А нарыв – с ним поступают так, как поступает хирург с поражённой кожей, – срезают его, уничтожают.

Л. Леров.
Район Сталинграда.