Команов Виктор Ефимович (автор)

* * *

Принадлежность:

Управление Технической Эксплоатации ГУ ВВС КА

Инженер-майор В. Команов 
// Сталинский сокол 08.01.1943

Печи для подогрева моторов

В настоящее время для подогрева и поддержания моторов в тёплом состоянии в ряде частей используют печи, в топках которых сжигаются дрова, торф или уголь.

Ниже мы приводим краткое описание наиболее удачных в эксплоатации печей с расчётом, чтобы в частях могли их изготовить с помощью ПАРМ'ов.

Стационарная печь конструкции Кульнева для поддержания моторов в тёплом состоянии. Печь представляет собою обыкновенную железную «буржуйку», установленную на постамент. Сверху на неё надевается с зазором по диаметру в 50– 80 мм. конус, изготовленный из листового или кровельного железа (рис. 1). Между стенками конуса и «буржуйки» образуется воздушная камера. Герметизируя затем воздушную камеру от топки, в нижней части её проделывают окна или устраивают выведенные наружу воздухозаборники, а в верхней части – одно или два отверстия для отвода тёплого воздуха к мотору.

Воздушная камера термоизолируется асбестином, песком и кирпичной кладкой для стационарных установок или деревянной обшивкой типа кадки с двумя обручами – для передвижных печей. В последнем случае агрегат устанавливается на полозьях.

Передвижная печь конструкции Мостовщикова для получения горячего воздуха и подогрева воды и масла. Печь состоит из топки, представляющей собой цилиндр диаметром 300 мм. и высотой до 400 мм. В нижней части топки помещена колосниковая решётка с днищем. Цилиндр закрывается крышкой, на которой расположены отверстия для дымохода и для набрасывания в топку топлива (рис. 2).

На этой же крышке приварена конусообразная воздушная камера, проходящая внутри печи по всей её высоте и заканчивающаяся внизу воздухозаборной трубкой, выведенной наружу. Таким образом, воздушная камера полностью изолируется от попадания в неё дыма.

Снаружи на топку приваривается герметичный конус, служащий резервуаром для подогрева в нём охлаждающей жидкости авиамотора. В итоге получается своеобразный «самовар».

Водяной резервуар имеет два отвода (снизу и сверху) для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения самолёта, приключённой к резервуару. Практика показала, что при работе печи получается термосифон. Вода циркулирует сама, и использовать альвейер или насос другого типа необязательно.

Затем к водяному резервуару также снаружи приваривается маслорезервуар, представляющий гобою железный герметичный конус с краном в нижней части И горловиной – в верхней. Масло нагревается от тепла стенок водяного резервуара и имеет температуру на 5–7° ниже температуры воды.

Наружная стенка маслорезервуара покрывается любыми термоизоляционными материалами и обшивается деревом в виде кадки, скрепленной двумя обручами.

Для поддержания мотора в состоянии, допускающем немедленный запуск, на одну печь в сутки расходуется 0,2–0,4 кубометра дров. При этом температура горячего воздуха на выходе будет достигать 110–140°, что вполне достаточно. Подогрев мотора производится путём повторной топки печи в течение 40–50 мин. не более 5–6 раз в сутки.

Во время эксплоатации печей надо придерживаться следующих правилу 1. Печи целесообразно закрепить за самолётами.

2. При необходимости держать машины в круглосуточной готовности выделять специально наряд из состава механиков или мотористов с механиком звена во главе для топки печей.

3. Подогрев холодного мотора для запуска производить до тех пор, пока температура головок цилиндров достигнет 20–40°, а показания водотермометра будут 20–25°. При большей температуре со стенок цилиндров начнет стекать смазка.

4. При круглосуточном подогреве необходимо: а) через каждые 2–3 часа проворачивать винт на 6–8 оборотов; б) через 5 часов после первого запуска, если масло в системе не разжижено, зашприцовывать в фильтр «куно» 1–1,5 литра горячего минерального масла; в) через 10 часов подогрева заливать через свечные отверстия по 50 граммов горячего минеральною масла в верхние цилиндры моторов воздушного охлаждения и во все цилиндры моторов жидкостного охлаждения.

5. При наличии в печи огня дверцу топки открывать лишь для загрузки горючим, в остальное время держать её закрытой. Дымоход очищать от сажи не реже одного раза в сутки.

6. Очищение зольника и топки от сажи, копоти и грязи, производимое 1–2 раза в сутки, выполнять на удалении от самолётов не менее чем в 50 метров.

7. На каждой печи иметь инструкции из 4–5 пунктов с указаниями, как её эксплоатировать.

Применение таких печей даже при условии круглосуточной готовности только одного самолёта экономит стране 4–7 килограммов жидкого топлива ежедневно.

Инженер-майор В. Команов.