Колесов Иван Павлович

Мусиенко Иван Александрович

Пяткин Юрий Александрович

Сидоров Степан Филиппович

Сорокин Иван Степанович

Шорин Виктор Александрович

Яшин Дмитрий Павлович

Горев Александр Михайлович (автор)

* * *

Принадлежность:

6 гв. шап

Подполковник А. Горев 
// Сталинский сокол 08.01.1943

Механик звена

«ИЛ'ы» возвращались с боевого задания. Приземлившись, лётчики немедленно отруливали в устроенные в лесу ниши. Скоро лётное поле опустело. Только механик звена гвардии техник-лейтенант Сорокин и механик самолёта гвардии техник-лейтенант Колесов остались на старте и пристально всматривались в горизонт. Они ждали возвращения старшего лейтенанта Мусиенко.

Прошло пятнадцать минут, и наконец с западной стороны послышался гул мотора. На горизонте появился знакомый силуэт машины. Вскоре штурмовик плавно приземлился. Из кабины вылез Мусиенко. Бой, в котором ему пришлось участвовать, был жарким, и машина получила повреждения. Осмотрев самолёт, механик звена Сорокин обнаружил, что шасси на нём подбиты, нарушено управление, отшиблена пирамида костыля. На фюзеляже и плоскостях было много пробоин. Самолёт нуждался в серьёзном ремонте.

Не впервые механик звена Сорокин столкнулся с таким случаем в фронтовой обстановке. Через его руки прошёл не один десяток боевых машин. И каждый раз он с честью справлялся с задачей, проявляя инициативу, сообразительность и находчивость. Доводилось ему круглые сутки не уходить с аэродрома, пока самолёт не вступал в строй.

Блестяще справился со своей задачей механик Сорокин и на этот раз. Он приказал оттащить самолёт в сторону. Собрал своих людей, распределил между ними работу. Предварительно, по его указанию, были заготовлены соответствующий инструмент и необходимые материалы. В процессе ремонта выяснилось, что нужно поставить новую пирамиду костыля. Механик самолёта Колесов по образцу старой пирамиды сделал в ПАРМ'е новую и быстро поставил её на место. Работа не прекратилась и с наступлением сумерек. В темноте пользовались светом от аккумуляторов. В результате через 8 часов самолёт был отремонтирован, в то время как на эту работу требовалось не менее 16 часов.

Технический состав звена – крепкий, сколоченный коллектив. Не было ни одного случая, чтобы какой-либо обслуживаемый им самолёт из-за неисправности не выходил на боевое задание. «ИЛ'ы» всегда, в полной боевой готовности. Под руководством механика звена технический состав успешно справляется с любым ремонтом – будь это на аэродроме или вдали от него. В значительной степени это об'ясняется предусмотрительностью механика звена, его умением правильно организовать трудовой процесс, во-время подобрать необходимые материалы, инструмент.

Однажды самолёт лётчика Пяткина и полёте получил сильное повреждение. На нём невозможно было долететь до аэродрома. Кроме того, лейтенант Пяткин был сильно ранен. Истекая кровью, он с трудом посадил машину на фюзеляж далеко от своей базы. Получив сообщение об этом, Сорокин тотчас же послал на место посадки бригаду, возглавляемую механиком самолёта Шориным. Повреждения сказались весьма существенными. Тогда механик звена немедленно связался с начальником полевых авиаремонтных мастерских, который выделил в помощь техническому составу подвижную мастерскую и часть специалистов. Сорокин подыскал необходимые запасные части. Самолёт осторожно подняли на шасси и приступили к замене повреждённых агрегатов. Работали дружно. «ИЛ-2» был во-время введён в строй.

Технический состав звена систематически учится, совершенствует и углубляет свои знания. Механик звена организовал занятия с механиками и мотористами, следит за тем, чтобы учёба проводилась регулярно и на высоком уровне.

Повседневный контроль за деятельностью подчинённых даёт возможность механику звена не только быстро принимать решения по поводу малейшей неисправности, но и во-время организовать помощь тому или другому специалисту. Как-то механик Сидоров опробовал мотор. Двигатель давал перебои. Сидоров никак не мог выяснить причину. Тогда на помощь пришёл Сорокин. Он сразу определил, что Сидоров добавил в масло больше бензина, чем следовало. Недостаток был немедленно устранён.

Механик звена тесно связан с лётчиками. С ними у него дружеские отношения, как говорится, «полный контакт». Он занимается с молодыми лётчиками, рассказывает им об особенностях эксплоатации материальной части моторов и самолётов зимой.

Каждая ошибка лётчика доводится до сведения всего личного состава звена и тщательно изучается. Этому Сорокин придаёт большое значение. Как-то лётчик Яшин в воздухе стал выпускать шасси. Одна нога вышла, а другая застряла. Засуетившись, Яшин начал дожимать аварийно. Сигнализация показала, что шасси выпущены полностью. Но лётчик задумал ещё раз проверить шасси и при уборке порвал тросы. Хотя Яшин опять нормально выпустил их и сел благополучно, всё же техническому составу изрядно пришлось поработать над устранением дефекта, возникшего в результате недостаточного знания материальной части лётчиком. Этот случай Сорокин тщательно разобрал со всем лётным и техническим составом звена и провёл на эту тему специальное занятие. С тех пор подобных явлений не наблюдается.

Много заботы у механика звена. Он встает раньше всех и уходит с аэродрома последним. Ещё с вечера Сорокин осматривает подогреватели, проверяет печи, лампы. Присутствует при пробе каждого мотора. Регулярно проверяет состояние каждого самолёта.

Так работает механик звена Сорокин. Когда его принимали в плены ВКП(б), он сказал на партийном собрании: «Приложу все свои силы и умение к тому, чтобы мои самолёты всегда были в полной боевой готовности и громили врага».

Сорокин выполняет своё обещание. Всего он обслужил около 300 боевых вылетов без единой задержки. Этот счёт непрерывно увеличивается.

Подполковник А. Горев.

Центральный фронт.