Мустафин Андрей Афанасьевич (автор)

* * *

Принадлежность:

57 шап ВВС КБФ

Подполковник А. Мустафьев 
// Сталинский сокол 15.01.1943

Действия штурмовиков по авиабазам

Лётчики нашей части накопили немалой опыт штурмовых действий по вражеским аэродромам.

В вылете штурмовиков на любую цель, а особенно на аэродром, важнейшую роль играет выбор маршрута. При этом необходимо учитывать рельеф местности, возможно лучше использовать лес, овраги и т. д. Подчас лучше удлинить маршрут, но добиться внезапного подхода к цели.

Строй штурмовиков при полёте должен быть таким, который давал бы возможность сразу всем «ИЛ'ам» переходить в атаку. Одновременный удар может быть нанесён, если экипажи знают расположение аэродрома и материальной части на нём. Между лётчиками заранее распределятся цели для атаки. Как при первом, так и при последующих заходах целесообразно, чтобы часть лётчиков подавляла огневые точки, а остальные наносили удар по самолётам противника. Такое распределение ролей даёт возможность штурмовать об'ект противника с малых высот, обрушивать на него всю огневую мощь «ИЛ'а». Опыт показывает, что в штурмовке авиационных баз наиболее эффективно использование осколочных бомб.

При отсутствии истребителей противника подавление вражеских огневых точек – прямая обязанность сопровождающих истребителей группы непосредственного прикрытия. В это время сковывающая группа патрулирует в воздухе.

Уход от цели нужно делать, как правило, на бреющем полёте, но компактной, единой группой. Сбор «ИЛ'ов» устанавливается в определённо назначенной зоне, на расстоянии 10–15 км. от аэродрома.

В штурмовых ударах по аэродромам участвуют группы «ИЛ'ов» не менее 8–10 самолётов.

Разберём два наших наиболее характерных налёта на авиационные базы противника.

По данным разведки и фотоснимкам, немцы сконцентрировали на одном из аэродромов до 50 истребителей и бомбардировщиков. Нам предстояло штурмовать этот аэродром.

До вылета командир группы проработал со всеми экипажами предстоящую задачу. Были установлены маршрут, строй, схема атаки, взаимодействие с истребителями прикрытия. В операции участвовало 10 «ИЛ'ов» в сопровождении 14 истребителей.

Вся группа «ИЛ'ов» была переброшена с основного аэродрома на оперативный, расположенный ближе к цели. Это было сделано не только для сокращения времени на маршруте, но и для маскировки самого удара.

Для того чтобы быстрее освободить аэродром, взлетали парами. Сбор и взлёт заняли 15 минут. Самолёты собрались на высоте 400 метров. Всё это дало возможность скрыть под'ём в воздухе такой большой группы машин. Высоту набирали на маршруте.

Подход к цели был рассчитан на внезапность. За 15 км. до аэродрома противника наши самолёты вошли в облачность. Зайти на цель надо было со стороны солнца. В 3–4 км. от аэродрома штурмовики вышли под облачность, сделали небольшую площадку и с высоты 1.300 метров под углом 35–40°, в правом пеленге, с интервалом 150 метров начали планировать на аэродром, каждый к намеченной для себя цели.

Кстати, расположение материальной части врага точно соответствовало фотоснимку разведчиков. Немецкие самолёты стояли в шахматном порядке, больше всего их было на западной окраине аэродрома. С высоты 400–500 метров были сброшены бомбы, преимущественно осколочные. Затем штурмовики открыли пушечно-пулемётный огонь.

Как и было задумано, штурмовики появились над целью совершенно внезапно, истребителей противника в воздухе не было, противодействие же с земли оказалось слабым.

В результате этой операции было уничтожено и повреждено 17 вражеских самолётов.

Однако удар мог бы быть более эффективным. «ИЛ'ы» сделали над целью лишь один заход, так как остались без прикрытия. Истребители сопровождения потеряли штурмовиков в облаках. Это было результатом недостаточно чёткой организации взаимодействия.

Спустя некоторое время часть получила приказ штурмовать другой вражеский аэродром. По данным фотос'емки, на нём находилось до 15 «Ю-88». Задание, как и прежде, было проработано тщательно – от взлёта до посадки. Но, кроме того, при подготовке учли недостатки предыдущих операций. Истребители прикрытия прибыли на аэродром штурмовиков и не только лично договорились о всех подробностях налёта, но и разыграли его на земле.

Особое внимание уделили действиям «ИЛ'ов» во время атаки. Штурмовики должны были сделать над целью два захода: первый удар – бомбовый – с планирования, второй – снарядами и пулемётами – на бреющем. Учитывая рельеф местности, маршрут был выбран вдоль железной дороги, лесом и оврагами.

Маршрут проходил над облачностью. Не доходя 15–20 км. до цели, «ИЛ'ы» пробили облачность, вышли на высоту до 50 м., выскочили на цель из-за оврага, и, сделав горку на 400 м., начали атаку. Выход из первой атаки (первый заход – удар бомбами) был совершён «змейкой» со снижением на бреющем полёте. Вторая атака (пушечно-пулемётным огонь) была произведена на высоте 10–15 м. вдоль линейки, где стояли самолёты. При повторной атаке каждый экипаж выбирал себе цель самостоятельно.

В результате штурмовики уничтожили на земле 10 «Юнкерсов» и 2 – в воздухе. На этот же аэродром вскоре был организован второй налёт и уничтожено ещё 10 самолётов.

Надо отметить, что результат этих налётов оказался более эффективным, чем в операции, о которой мы говорили выше, хотя количество участвовавших в них самолётов было в два раза меньше.

В чём же причина? Дело об'ясняется просто. Хорошо организованные разведка и доразведка аэродрома, тщательная подготовка к операции, личная договорённость с истребителями сопровождения, использование группы истребителей непосредственного прикрытия для подавления огневых точек (истребители шли в атаку на огневые точки во время выхода из атаки «ИЛ'ов») – всё это обеспечило успех операции.

Подполковник А. Мустафьев.

Ленинградский фронт.