Захаров

Жердев Павел Павлович

Митрошин Василий Трофимович

Петров

Иванов Д. (автор)

* * *

Принадлежность:

749 ап дд

Лейтенант Д. Иванов 
// Сталинский сокол 29.01.1943

Бомбардировка немецких железнодорожных узлов на юге

Под натиском советских войск Южного и Северо-Кавказского фронтов немецкие дивизии поспешно отступают на запад. В развернувшихся боях на юге особенно большое значение имеет один крупный железнодорожный узел, через который немцы день и ночь подбрасывают подкрепления своим потрепанным дивизиям. На-днях наша дневная авиаразведка установила, что на узле скопилось много составов. Момент для нанесения удара с воздуха был очень подходящим. До сих пор наши бомбардировщики главное внимание сосредотачивали на районе Сталинграда, и поэтому можно было рассчитывать на внезапность нападения.

Задание было сообщено полкам ночью, уже после того, как часть самолётов вылетела на бомбардировку немецких войск в других районах. Времени для подготовки оставалось мало, но в полках провели энергичную работу. Когда самолёты возвращались из первого боевого вылета, экипажам вручили разработанное во всех подробностях новое задание.

План нападения был очень прост и испытан в предыдущих налётах на узлы. Первым на цель летел экипаж-зажигальщик. Учитывая особенность цели, он взял не зажигательные бомбы, а крупные фугасные в расчёте на то, что часть эшелонов гружена боеприпасами и если удастся их взорвать, то пожар хорошо осветит весь узел. Зажигальщиком полетел экипаж в составе лётчика Захарова и штурмана Петрова. За ним последовали поодиночке все остальные самолёты с таким расчётом, чтобы на протяжении всей ночи поддерживать непрерывность удара. Замыкающим вылетел разведчик с ночным аэрофотоаппаратом и аэрофотос'емщиком на борту.

Едва зажигальщик достиг цели, как немцы ввели в действие всю свою зенитную артиллерию. Несомненно, здесь сказалась нервозность противника, обычно не открывающего огня до сбрасывания бомб. Маневрируя в разрывах снарядов, лётчик Захаров дал возможность штурману Петрову присмотреться к земле и выбрать наиболее уязвимый об'ект узла. Но, когда штурман Петров нашёл на узле об'ект для бомбометания и дал лётчику курс, корабль, невзирая на ураганный огонь, пошёл вперёд без маневра. Вначале штурман сбросил крупную бомбу. Она вызвала сильный взрыв и пожар. Лётчик повёл самолёт на второй круг. Когда были сброшены остальные бомбы, возникло несколько взрывов и пожаров. Узел осветился. Огненные языки с огромной быстротой возникали то в одном, то в другом направлении. Вероятно, бомбы попали в эшелон с горючим.

Остальные бомбардировщики безошибочно шли на свет пожаров и добавляли свои бомбы.

– Горящую цель было видно километров за сто, – рассказывает лётчик старший лейтенант Митрошин. – Мой штурман – лейтенант Жердев сбросил бомбы точно на паровозное депо. Возникло ещё четыре пожара.

Всю ночь советские бомбардировщики громили железнодорожный узел. Были сожжены не только немецкие эшелоны с войсками и грузами, стоявшие на станции, но и сам железнодорожный узел, питающий крупную немецкую группировку, на продолжительное время вышел из строя. На другой день специальный самолёт-разведчик сообщил, что станция всё ешё охвачена огромным пожаром. Дешифрированный ночной снимок показал, что бомбы попали в эшелон с цистернами, в эшелон с боеприпасами, в станционное здание.

Наступательные удары советских дальних бомбардировщиков крепнут изо дня в день.

Лейтенант Д. Иванов.