Герои публикации:

Селезнев Н. (автор)

Полковник Н. Селезнев 
// Сталинский сокол 29.01.1943

Борьба с транспортной авиацией

После того как сомкнулось кольцо наших войск вокруг фашистских дивизий под Сталинградом, в расположение противника протянулись эшелоны транспортных самолётов. Перед нашей авиацией встала новая задача – бить в воздухе и на земле немецкие транспорты, срывать снабжение по воздуху окружённых войск врага.

Чтобы оказать помощь своей окружённой группировке, немецкое командование ускоренными темпами сформировало 11-й транспортный авиакорпус, в состав которого входило до 350 самолетов. Кроме того, в распоряжении немецкого командования на этом участке фронта находились три эскадры особого назначения – 20, 21 и 23-я. О том, какое огромное значение Гитлер придавал снабжению своих окружённых войск, можно судить по тому, что на формирование 11-го корпуса, 20, 21 и 23-й эскадр особого назначения была мобилизована вся транспортная авиация Германии, включая даже транспортные самолёты лётных школ. С различных воздушных трасс, главным образом среднееропейских, немцы сняли десятки самолётов. Таким образом, для обслуживания окруженной сталинградской группировки было направлено до 500 транспортных самолётов, главным образом «Ю-52», в последнее время немцы всё в больших размерах стали использовать и бомбардировщики типа «Xе-111» и «Ю-88».

Наша разведка точно установила, что транспортная авиация противника базировалась на аэродромах Тормосино, Тацинская, Ростов, Сальск, Шахты. На каждом из этих аэродромов было сконцентрировано от 50 до 100 самолётов. Противник учёл опасность ударов наших штурмовиков по его базам и предусмотрительно удалил их на большее расстояние. Поэтому у нас оставалось два пути – бить транспортные самолеты на маршруте и на аэродромах посадки.

Чтобы бить самолеты противника на аэродромах посадки, надо было с абсолютной достоверностью знать все посадочные площадки, и здесь огромную помощь оказала воздушная разведка. Противник решил перехитрить нас. Он создал в окружённой зоне много ложных аэродромов. Но в результате многократных, проводившихся в разное время суток, разведывательных полётов нам удалось вскрыть эти ложные аэродромы. Одновременно выявлялись площадки, созданные специально для посадки транспортных самолетов. Всего в окруженной зоне было до 10 площадок.

Как же решалась задача уничтожения транспортной авиации на маршрутах и на аэродромах посадки? Чтобы успешно бить транспортные самолёты на маршруте, надо было своевременно и правильно нацелить истребители. А чтобы бить их на аэродромам посадки, следовало организовать своевременный вызов штурмовиков. Решающую роль в выполнении этой задачи сыграло радио. На основных маршрутах по-

Окончание временно недоступно.