Микулин Александр Александрович

Поликовский Владимир Исаакович

Стечкин Борис Сергеевич

Рыжей Петр Львович (автор)

Тубельский Леонид Давидович (автор)

Братья Тур  
// Сталинский сокол 01.01.1944

Чувство будущего

Время идет вперед вместе с нашими войсками. Оно мчится на головных танках великого непрерывного наступления. Оно летит − незримым вторым стрелком − в кабинах скоростных бомбардировщиков, мчащихся на запад. Оно легкой стопой разведчика проходит по минным полям и пробирается в не освобожденные eщe города как авангард великой армии. Время с нами!

Время наше! Огромными шестернями мировых часов управляют наши полководцы, наши мыслителя, наши ученые.

Время наше! Это ощущение победителей можно назвать великим чувством будущего, чувством, которое никогда не покидало большевиков.

Пожалуй, нигде так не присутствует чувство будущего во всей его конкретности и полноте, как в мастерских авиационных конструкторов. Это чувство будущего, умение предвосхитить задачи грядущего дня, составляет одну из важнейших черт таланта конструктора.

Мы находимся в конструкторском бюро прославленного нашего моторостроителя Александра Александровича Микулина, на моторах которого герои дальней авиации бомбили Кенигсберг и Берлин, а штурмовики атакуют танки и пехоту немцев.

Каждая мельчайшая деталь любого чертежа на любом ватмане в этом бюро проникнута устремлением вперед, характеризующим направление всей конструкторской мысли Никулина.

− Нормальное рождение нового мотора, − говорит Микулин − занимает не менее трех лет. Первый год − разработка технических условий проекта и чертежей, второй − постройка и доводка, третий − внедрение в серию. Война, разумеется, значительно сократила эти сроки. Основной трудностью работы конструктора является необходимость мыслить вперед, и, когда «заказчик» − прогрессирующая авиация − является с новыми требованиями, не оказаться в хвосте, а ответить: «Над этой задачей я как раз работаю уже несколько лет».

За время войны немцы выпустили несколько модификаций своих авиационных моторов, например, Даймлер на «Мессершмиттах». Но эти усовершенствования немецких моторов не застигли нас врасплох, ибо наши моторостроители предвосхищали замыслы противника.

Кроме форсирования мощности, новые модификации мотора позволили снизить требуемый октан топлива, сочетая таким образом важнейшие вопросы экономики с вопросами военной тактики.

Способность мечтать − необходимая черта любого конструктора. Размах и дерзновение этих мечтаний и отличают талант от посредственности. Мечты предшествуют чертежам и сложному процессу составления подробных технических условий, обусловливающих рождение новой модели. Когда мечта откристаллизовалась в четко поставленную перед самим собой задачу, Микулин разрабатывает огромное количество теоретического материала, литературы и пр. Это напоминает процесс загрузки домны сырьем, породой. Долгое время конструктор ходит, отягощенный материалом, переполненный раздумьями.

Момент решения задачи часто приходит самым неожиданным образом. Одну важнейшую деталь своего нового мотора Микулин вычертил в темноте ложи, слушал оперу «Пиковая дама». В машине, находу, во время беседы приходит решение, ибо мозг и подсознание конструктора непрестанно заняты творческим процессом.

И когда решение пришло, «металл» потек из «домны», Микулин в два дня вычерчивает модель мотора в натуральную величину, хотя для этого требуется двухнедельная работа десяти человек. Таков результат длительного творческого вынашивания идеи.

Племянник родоначальника русской авиационной мысля профессора Жуковского, А. А. Микулин был конструктором мотора первого русского танка во время первой империалистической войны. В 1916 году, по заданию Жуковского, он совместно с конструктором Стечкиным построил первый авиационный мотор под названием АМБЕС (инициалы конструкторов). На моторах Никулина Чкалов совершат свои исторические перелеты, а Громов поставил мировой рекорд дальности.

Сегодня автор и создатель мотора нашего прекрасного штурмового самолета полон того же молодого творческого пыла, как и в дни создания своего первого детища. Богатый великим творческим чувством будущего, он рождает идеи, которые в момент их переноса на чертежный лист становятся практическими идеями настоящего. К таким конструкторским работам Никулина относится дальнейшая форсировка мотора, которая позволит конструктору самолетов, не считаясь с весом, создать чудеса штурмовой авиации.

− Вопрос о создании летающего танка в нашей стране можно считать решенным, − говорит Александр Александрович.

Диапазон деятельности конструкторского бюро Микулина позволяет ему не забывать и о более перспективных работах. В лабораториях проводятся огромные эксперименты над завтрашним и послезавтрашним моторами. Нигде в мире не созданы столь блестящие условия для конструкторов, как в Советском Союзе. И это во время войны, величайшей и тяжелейшей из войн!

Наряду с созданием новых моделей творческая мысль А. А. Микулина непрестанно занята заботами сегодняшнего дня. Война − это лучшая проверка качества конструкции мотора, выявляющая мельчайшие его дефекты. За время войны Микулин проделал большую работу по устранению недостатков клапанов механизма и главным образом по ликвидации износа мотора в условиях пыльных и песчаных аэродромов. Для этой цели профессором Поликовским совместно с Никулиным и другими конструкторами моторов и самолетов был спроектирован и создан специальный пылеочистительный фильтр для мотора М-38ф, установленного на самолете «ИЛ-2». Этот фильтр, известный ныне каждому технику и мотористу, увеличил в три раза срок службы мотора.

Микулин тесно связан с фронтом. Самые опытные и лучшие работники его бюро находятся в воздушных армиях, непрестанно информируя своего шефа о малейших нуждах боевой авиации.

Недавно Герой Социалистического Труда А. А. Микулин удостоился высокой чести: его набрали в действительные члены Академии наук СССР. Этим избранием научная общественность нашей страны отметила выдающееся значение трудов прославленного русского конструктора A. A. Микулина.

И когда сегодня ночью летчик, идущий в дальний рейс, увидит на приборной доске, как поднимутся кверху и сомкнутся две фосфорические стрелки, и в урагане зенитного огня крикнет в лорингофон бомбардиру: «С Новым годом, друг!» − пусть подумает он о надежности своего мотора, донесшего машину до цели, и пожелает нового счастья и новых успехов его конструктору А. А. Микулину.