Грендаль Дмитрий Давидович (автор)

Генерал-лейтенант авиации Д. Грендаль 
// Сталинский сокол 01.01.1944

Закат фашистской авиации

В своем докладе, посвященном 26-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, товарищ Сталин указывал, что уже битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, а битва под Курском поставила ее перед катастрофой. Сталинские слова о закате, о катастрофическом положении немецко-фашистской армии в полной мере могут быть отнесены к одному из важнейших родов войск армии противника − к военно-воздушным силам.

В самом деле, достаточно проанализировать нынешнее состояние ВВС Германии, их самолетного парка, их кадров, чтобы убедиться в закате немецко-фашистской авиации.

Немцы всегда кичились своей «организованностью», «порядком», «стройностью управления». Сейчас командование немецких ВВС стыдливо помалкивает о «стройности» управления. Конкретная обстановка на советско-германском фронте нарушила хваленую «немецкую организованность». Большие потери в воздухе, маневренная тактика наших войск на земле, заставляющая немцев метаться с одного участка фронта на другой, − всё это привело к дезорганизации управления фашистскими ВВС. Если в первый период войны немцы имели возможность бросить целую эскадру на тот или иной участок фронта, то сейчас они вынуждены использовать эскадру по частям, группами, в зависимости от задач, стоящих перед наземными войсками. Таким образом единство управления нарушено. Командование эскадры находится, скажем, на Витебском направлении, а входящие в эту эскадру подразделения брошены частью на юг, частью на Кировоградское направление. Конечно, не от хорошей жизни вынуждено было пойти на это фашистское командование!

В ряде эскадр нарушен принцип однородности материальной части. В истребительной эскадре, некогда имевшей на вооружении только «Ме-109», теперь можно встретить и «ФВ-190», и «Ме-110», и «Ме-109-2г», и «Ю-87», и другие типы самолетов. Так, например, 2-я и 5-я эскадры ночных истребителей имеют на вооружении «Ме-109», «Ме-110», «Ю-88», «До-217» и «ФВ-190». Как свидетельствуют показания пленных, немцы делают это отнюдь не из тактических соображении. Они настолько ограничены сейчас в возможностях пополнять потери самолетов, что уже не могут эскадру, состоявшую, скажем, из «Ме-109», вновь пополнить самолетами такого же типа.

Так обстоит дело с организацией фашистских военно-воздушных сил. Процесс заката германской авиации становится еще более разительным при анализе количественного и качественного состояния самолетного парка Германии.

Германия вступила в войну с СССР, имея до 6.000 боевых самолетов в строевых частях. Основная масса их была брошена в бой с первых же дней войны. Уже к осени 1941 года, когда германское верховное командование убедилось, что план молниеносной войны с Советским Союзом провалился, и когда в процессе дальнейших боев немецкая авиация понесла большие потери, немецко-фашистское командование было вынуждено затронуть основные резервы своих ВВС. В результате общая численность самолетного парка, а вместе с ним и маневренный резерв быстро уменьшались. Потери были настолько велики, что авиапромышленность не могла их восстановить ни в первые месяцы войны, ни в последующее время.

Изучение современного состояния германской авиации с очевидностью показывает ее количественную и качественную деградацию по сравнению с 1941 г. На третьем году советско-германской войны немецкое командование вовсе не располагает резервом боевой авиации. Отсутствие резерва заставило немцев широко прибегать к усилению авиации на активных участках за счет резкого ослабления ВВС на других участках советско-германского фронта. В среднем в 1943 г. немецкие ВВС ежемесячно теряли на главных направлениях 1.500–2.000 самолетов.

Как бороться с русскими, завоевавшими господство в воздухе? Что противопоставить усилению авиации русских?

Этим вопросам посвящены многочисленные инструкции, изданные в последнее время немецким командованием. В районе Пскова партизанами была захвачена об'емистая немецкая инструкция, изданная в октябре 1943 г. верховным главнокомандующим ВВС Германии.

«Воздушная обстановка на восточном фронте, − пишется в инструкции, − характеризуется увеличением численности советской авиации (что проявляется в усилении наступательных действий, особенно штурмовиков), возросшим применением авиации в составе частей и подразделений ...в возрастающем применении более совершенных образцов самолетов, в значительном усилении противовоздушной обороны на фронте и над ударными группами (в особенности танковыми)».

В связи с такой оценкой наших воздушных сил немецкое авиационное командование делает ряд оперативных тактических выводов, которые даются авиационным частям в этих же указаниях.

Охваченное страхом перед всё усиливающимися ударами советской авиации по вражеским аэродромам, командование германских ВВС предписывает перебазировать авиацию на более глубокие аэродромы.

В этой же инструкции мы читаем строки, свидетельствующие о страхе, который испытывает противник перед лицом усиливающейся активности наших партизан, парашютно-десантных отрядов и т. д. Инструкция предлагает усилить оборону стационарных аэродромов стрелковыми войсками. Очевидно, собственными силами командование немецких авиагарнизонов уже не способно осуществлять их охрану.

Характерно, что в 1943 г. немецкая авиапромышленность начала увеличивать выпуск истребителей за счет бомбардировщиков. Это показывает усиление оборонительной тенденции в германских ВВС.

Нельзя не отметить и ряд других явлении, характерных для немецкой авиапромышленности. Готовясь к большой войне, немцы были убеждены, что им не придется конструктивно изменять свою авиацию, не придется тягаться с противником в отношении качества машин. Действительность и здесь опрокинула планы фашистов. Теперь резко изменилось в нашу пользу и количественное и качественное соотношение сил. Основные типы наших самолетов превосходят немецкие. На протяжении всей войны материальная часть ВВС Германии в основном подвергалась только модификации. Конструктивные изменения немецких самолетов диктовались в первую очередь обстановкой на советско-германском фронте.

Немецкая авиапромышленность в связи с активными действиями нашей бомбардировочной авиация до ближним тылам противника и в условиях всё возрастающей силы ударов союзников по глубоким тылам Германии усиленно стала заниматься проблемой высотности истребителей. Решив в какой-то мере эту задачу, противник сейчас встал перед новой трудностью: модифицированный немецкий истребитель потерял свою былую маневренность на средних и малых высотах. Попытки немцев повысить маневренность истребителей на малых высотах путем увеличения мощности моторов пока результатов не дали.

Нужно учитывать, что немецкая авиапромышленность, изрядно потрепанная в результате действий авиации союзников, испытывающая острый недостаток рабочей силы, сейчас не может обеспечить быстрое освоение новых конструкций, не говоря уже о массовом их производстве.

Итак, каковы же основные данные, характеризующие закат немецкой авиации?

1. Потери в летном составе и командных кадрах авиации.

2. Ухудшение качества подготовки летного состава.

3. Понижение политико-морального состояния летного состава в связи с большими потерями и общей военной обстановкой, складывающейся явно не в пользу Германии.

4. Разбросанность ВВС по театрам войны.

5. Дезорганизация производства в результате налетов советской и союзной авиации.

6. Отставание производительной способности авиационной промышленности Германии от авиапромышленности союзных стран.

7. Отсутствие резервов материальной части ВВС Германии.

Так встречает немецкая авиация 1944 год. Однако было бы преступной беспечностью недооценивать все трудности предстоящего полного разгрома немцев на земле и в воздухе. В 1944 году нам еще предстоят жестокие и упорные бои в воздухе. Враг будет напрягать все свои силы в этой борьбе. Вместе со всем советским народом наши летчики «ясно видят трудности предстоящей борьбы. Но теперь уже ясно, что день нашей победы приближается» (И. Сталин).