Антоневич Николай Лаврентьевич

* * *

Принадлежность:

7 иак

Военинженер 3-го ранга Н. Антоневич 

Эксплоатация жидкостных двигателей зимой
// Сталинский сокол 06.02.1942

Особенности эксплоатации самолетов и моторов при низкой температуре требуют от летно-технического состава исключительно тщательного ухода за материальной частью.

Желательно все двигатели жидкостного охлаждения перевести на антифриз. При этом надо учитывать, что коэфициент расширения антифриза больше, чем воды, и потому не следует заполнять систему целиком.

В зимнее время нужно своевременно сливать отстой из фильтров-отстойников и внимательно следить за фильтрами, дренажными трубками и магистралями подвода инертного газа к бензобакам.

Особое наблюдение и уход требуются при заправке баков заменителями основного горючего: бензольными и спиртовыми смесями, так как последние очень гигроскопичны и вызывают отстой воды в системе и закупорку фильтров и бензопроводов. Рекомендуется утром произвести слив отстоя из бензофильтров.

Регулярно через 30 часов работы надо смазывать муфту Ольдгейма бензонасосов согласно инструкции по эксплоатации БНК-10, БНК-12 или БНК-6.

Смазке двигателей и качеству масел следует уделять особое внимание. Масло должно быть соответствующей марки, чистое и подогретое. Для подогрева можно использовать ВМЗ, гончарки и т. д. Если возникают сомнения в чистоте и качестве масла, его не следует заливать в подогреватели и баки. Для заполнения системы самолета обязательно применять воронки с густой сеткой и проверять чистоту их после заправки баков.

Нельзя допускать образования пробок из замерзшего или загустевшего масла в трубопроводах. При сливе масла из системы ее надо опорожнять полностью. Сливные краны и пробки при заправке можно закрывать тогда, когда через них пойдет горячее масло.

На быстроту запуска и работу воздушной системы влияет правильная зарядка самолета сжатым воздухом. При снижении давления сжатого воздуха происходит конденсация воздуха и замораживание его в редукторе. В результате мотор нс запускается, и отказывает в работе вся воздушная система. При соблюдении всех правил эксплоатации баллонов со сжатым воздухом, указанных в НЭТС-40 года, дефекта нетрудно избежать.

Прогревать моторы можно специальными лампами, а также периодическими запусками самого мотора. Прогрев при помощи АПЛ-1 во время длительной стоянки самолета более экономичен, но требует неусыпного наблюдения и специального укрытия для заправки и разведения ламп. Разжигать лампы непосредственно на рабочей площадке или у мест стоянки самолетов недопустимо, особенно в темноте, так как это демаскирует расположение машин. Кроме того, АПЛ-1 прогревает не весь двигатель, а лишь отдельные места его. И, наконец, при таком прогреве масло стекает с нагретых деталей, что может привести к задирам и заеданиям трущихся деталей. Поэтому при температуре до –10° нужно, несмотря на прогрев двигателя лампами, не реже 1 раза в сутки прогревать его на газе. При более низкой температуре это нужно делать чаще, например, 1 раз днем и 1 раз ночью.

При работе мотора на антифризе сливать последний из системы не обязательно, если имеются тщательно подогнанные чехлы, щитки и двигатель систематически прогревается. Качество антифриза надо проверять регулярно.

Запуск и пробу моторов типа М-105 рекомендуется производить в следующем порядке. При прогреве мотора от АПЛ-1 заправить систему маслом и после этот запустить мотор; прогреть масло до температуры 45—50°, охлаждающую жидкость – до 85—90° и выключить мотор, не производя пробу на всех режимах. Затем закрыть двигатель теплыми чехлами и заглушками и продержать его в этом положении 10—15 минут, в зависимости от внешней температуры. После этого снять чехол, запустить мотор и произвести пробу на всех режимах, согласно инструкции по эксплоатации данного двигателя. При недостаточно прогретом масле в системе регулятора Рк нарушается нормальная работа, так как пружина, отжимающая севрвопоршень,, не в состоянии густое масло и работа дроссельной заслонки не соответствует заданному режиму. Показания прибора, контролирующего величину Рк, в этом случае неверны.

При пробе моторов типа АМ-35А, АМ-38 и М-105 не следует увеличивать обороты выше 600–700, пока температура масла, выходящего из мотора, не достигнет 50°. Это необходимо потому, что движение по радиатору густого масла затруднено и ведет к разрыву обичайки или сот маслорадиаторов.

На практике наблюдались случаи примерзания редукционных клапанов бензонасосов из-за попадания сконденсировавшейся влаги в полость мембраны и редукционного клапана. Этот дефект характеризуется повышением давления до 0,8 атм. и тем, что стрелка прибора идет за газом. Уменьшение давления путем отворачивания редукционного клапана нужного эффекта не дает, и требуются разборка редукционной части насоса и удаление влаги и льда.

Военинженер 3-го ранга Н. Антоневич.