Кретов Николай Прокофьевич

Комлев

Корбинский

Свистунов Николай Григорьевич

Тихомиров

Павлов А. (автор)

Садовников Герман Иванович (автор)

* * *

Принадлежность:

3 заб

А. Павлов; Г. Садовников 

Учатся воевать ночью
// Сталинский сокол 06.02.1942

Городок Н. лежит среди степей, далеко от линии фронта. По ночам на сонных улицах тишина.

Внезапно безмолвие нарушается рокотом моторов. На большой высоте идут самолеты. Вслед за тем раздаются глухие взрывы. Где-то за пределами городской черты сброшены авиабомбы. Разрывы периодически повторятся.

Но городок продолжает спокойно спать. Бомбовые залпы не пугают жителей – они к ним привыкли. Здесь, в глубоком тылу, формируются резервы славной сталинской авиации – ночные бомбардировочные полки. И теперь эскадрилья тяжелых кораблей производит очередное учебное бомбометание.

Мы побывали в этих полках. Ночная подготовка летчиков идет полным ходом. Только недавно отсюда отправилась на фронт большая группа ночных экипажей. Они закончили обучение в сжатые сроки. Сейчас занимается много других групп.

Вводом в строй летчиков-ночников руководят полковник дважды орденоносец Кретов, боевые командиры майор Свистунов, капитаны Корбинский, Комлев, Тихомиров.

Летный день в полках начинается в сумерки. Перед этим на аэродроме ненадолго замирает жизнь. Учебные самолеты, с утра бороздившие голубое небо, становятся на красную черту. Технический персонал обслуживающий эти машины, заменяют инженеры, техники, мотористы ночной смены.

Самостоятельным вылетам на цель предшествует усиленная тренировка летчиков на земле и в воздухе. Прежде всего они проходит слепую подготовку, овладевают аэронавигационными приборами. Пилоты летают под «колпаком» независимо от того, умеют ли они водить самолет вслепую или не умеют. Менее подготовленные летчики тренируются в кабине «Линка». Однако это полезно и для опытного летного состава.

Один опытнй летчик рассказывал нам: – Я много летал вслепую и ночью. Но когда впервые сел в кабину «Линка», то обнаружилось, что я не могу поставить ее на правильный курс. Мне понадобилось несколько раз сесть в эту кабину, прежде чем удалось, наконец, приобрести нужные навыки. Потренировавшись, я сел в самолет и тут только убедился, насколько уверенней я чувствую себя в слепом полете.

Это признают и другие летчики. Кабина «Линка» шлифует технику пилотирования в сложных метеоусловиях и темноте. Она помогает безошибочно читать аэронавигационные приборы, быстро ориентироваться и четко управлять ими. Летчики действуют в воздухе уверенней и смелей. Пилотам, побывавшим под «колпаком» и в кабине «Липка», требуется значительно меньше вывозных полетов.

Так же успешно проходит тренировка и зоне. Она оттачивает летное искусство. Летчики делают виражи, спирали, разворота. Освоив фигуры высшего пилотажа, они смелей и уверенней идут на выполнение задания в воздухе ночью.

...Капитан Тихомиров приказывает запускать моторы. Вскоре группа тяжелых кораблей поднимается в воздух. Их поглощает ночная мгла. Самолеты подходят к цели. Оставшиеся на аэродроме слышат глухие разрывы – с кораблей сбросили бомбы. Теперь летчики возвращаются обратно.

Сложна посадка самолета в темноте. Пилот должен правильно рассчитать, когда нужно выравнять и приземлить машину. На это даются секунды. Здесь отказались от прожекторов. Чтобы облегчить ночную посадку, на аэродроме применяют светящийся старт, который, однако, не демаскирует летного поля. На условном месте поставлены фонари «летучая мышь», накрытые особыми шторками. В тот момент, когда летчик заходит на посадку, эти шторки открываются, и фонари, расположенные по линии Т, позволяют пилоту точно произвести выравнивание и приземление.

Командир группы, совершив посадку, доложил капитану о результатах бомбометания. Экипажи успешно выполнили задачу. Бомбы попали точно в цель. К полету готовится другая эскадрилья. Летчикам предстоит провести стрельбу по конусам. Они направляются на полигон, но по иному маршруту. Перед взлетом производится розыгрыш полета. Сидя в пилотской кабине, летчик подробно рассказывает своему командиру, как он будет вести себя в воздухе, пользоваться приборами, определять курс. Командир требователен. Он выясняет, сможет ли летчик выйти на цель при потере ориентировки, определить горизонт, если видимость резко ухудшится. Ответы удовлетворяют командира. Пилоту разрешено взлетать.

Он ведет машину, пристально всматриваясь в темноту. Под крылом самолета полигон. Вправо от себя пилот различает слабое мигание огонька. Это – лампочка, прикрепленная к конусу; свет ее напоминает язычок пламени, вырывающийся из выхлопного патрубка мотора. Заговорили бортовые пулеметы. Экипаж дает по цели ряд очередей. Попадание наредкость удачное. Лампочка гаснет.

Всю ночь идет напряженная работа. Тренировка заканчивается до рассвета. Летчики покидают аэродром. Они довольны сегодняшними успехами. Недалеко то время, когда новые авиационные резервы, получив всестороннюю ночную подготовку, пополнят действующие части Военно-воздушного флота.

А. Павлов.
Г. Садовников.
Город Н. (От наш. спец. корр.).