Герои публикации:

Горбунов

Шаповалов

Скрипченко Ф. (автор)

Лейтенант Ф. Скрипченко 

Внезапность, скрытность, решительность
// Сталинский сокол 08.02.1942

Из опыта штурмовых действий по аэродромам противника

Две группы наших летчиков получили задание разгромить вражескую авиабазу.

Одной группой командовал капитан Шаповалов, второй группой – лейтенант Горбунов.

Перед обеими группами встала задача – незаметно, неожиданно для врага выйти на цель, ибо сила штурмового удара во многом определяется его неожиданностью. Группа летчиков во главе с Шаповаловым избрала вертикальный маневр. Самолеты шли то снижаясь, то опять увеличивая высоту. Но это не дало должного эффекта. Более того, маневрирование самолетов по вертикали демаскировало группу. Скрытный подход к аэродрому не был осуществлен. И когда группа Шаповалова появилась над вражеской авиабазой, ее встретил организованный и сильный огонь ЗА. Задание по существу не было выполнено, штурмовой налет на аэродром сорвался.

Совсем иную тактику подхода к цели избрал лейтенант Горбунов. Весь маршрут он прошел на бреющем полете с некоторым маневром по горизонтали. Скрытность подхода к цели достигалась еще и тем, что летчики зашли на аэродром, обойдя его с тыла. Зенитчики открыли по самолетам беспорядочный огонь, но летчики быстро заставили их замолчать. Распределение штурмовых ударов по участкам сделало налет организованным.

Группа Горбунова во время налета уничтожила и повредила на этом аэродроме свыше 30 фашистских самолетов.

Мы рассказали о двух тактических приемах выхода на одну и ту же цель, в одних и тех же условиях, приведших к различным результатам.

О чем говорит боевой опыт этих двух групп?

Успех штурмового дара по вражескому аэродрому в первую очередь зависит от правильности подхода к цели, от распределения обязанностей в штурмующей группе, т. е. от всего того, что называется организацией штурмового налета.

Личный опыт, опыт моих товарищей позволяет сейчас сделать некоторые выводы о каждом из элементов полета с заданием штурмовать авиабазы противника. Исход выполнения задания зависит от подхода к цели. Если позволяет облачность (1000—1500 м), заходить надо обязательно с тыла. Если налет проводится в сумерках или в пасмурную погоду, то подход к цели лучше всего осуществлять на бреющем полете. Это гарантирует внезапность налета. Бреющий полет требует от летчиков и в особенности от ведущего группы большого умения, мастерства. Исключительно четко, продуманно должен быть проработан и выбран маршрут. Нужно отлично знать ориентиры.

Внезапным должен быть не только подход, но и заход на цель. В случаях, когда нам приходилось штурмовать аэродром в облачную погоду и полет к цели проходил над облачностью, то мы пробивали облачность, как правило, над самым центром аэродрома. Как только вышел из облачности, так мгновенно, стремительно начинай штурмовую атаку, снизившись до высоты 25—50 м. На этой высоте мы производим и все заходы для последующих атак. К чему это приводит? Вражеским ЗА и ЗП очень трудно вести прицельный огонь по самолетам, действующим на такой высоте. Разрывы снарядов зениток происходят много выше. Прямое попадание по самолету мало вероятно.

Наша практика штурмовых налетов на вражеские аэродромы учит тому, что ни в коем случае нельзя делать боевых разворотов с набором высоты. Это дает возможность противнику вести придельный огонь (в момент разворота с набором высоты самолет «зависает»).

Не всегда мы оцениваем значение грамотного ухода от цели после штурмовых налетов. В этот момент внимание летчика часто ослабевает. За это приходится дорого расплачиваться. Уходить надо обязательно в группе, не рассеиваясь.

Почти после каждого штурмового налета нам приходилось вести воздушный бой с самолетами противника, поднятыми с соседнего аэродрома. Поэтому особо важно уходить группами, а не в одиночку.

Основной вывод – успех штурмового налета обеспечивают внезапность, скрытность, решительность.

Лейтенант Ф. Скрипченко.
Ленинградский фронт.