Антошкин Иван Диомидович

Демченко

Масягин

Пинус Наум Залманович (автор)

* * *

Принадлежность:

77 ад

Военный инженер 3-го ранга Н. Пинус 

Метеообслуживание авиации на фронте
// Сталинский сокол 08.02.1942

В зимние месяцы нашей авиации приходится работать в очень сложной метеообстановке: сплошная и низкая облачность, доходящая местами до 50 м, осадки, обледенение, дымка и туманы. Своевременное предупреждение и информация командования и летного состава об ожидаемой погоде по трассе полета и в районе боевых действий имеет поэтому первостепенное значение для успешного выполнения заданий.

В авиачасти, которой командует Герой Советского Союза полковник Антошкин, накопился некоторый опыт метеообслуживания, о котором мы хотим рассказать.

Основная работа сконцентрирована на главном аэродроме. Здесь, как и на других аэродромах соединения, проводятся ежечасные метеонаблюдения, измеряются высота облаков, скорость и направление ветра при помощи шаров-пилотов. Особое внимание уделяется местным признакам погоды. Даже незначительные их изменения находят отражение в дневнике.

В первые дни нашей боевой работы летный состав несколько пренебрежительно относился к метеоинформации, а оперативные дежурные частей считали для себя излишней нагрузкой передачу данных авиаразведки погоды дежурному метеорологу. Но уже в октябре, когда летные условия усложнились и организованная нами метеоинформация часто выручала экипажи, отношение к сведениям о погоде резко изменилось. Не позже чем через 20 минут после посадки самолетов оперативный дежурный передает сведения о погоде, а в штормовых случаях и раньше.

Разведка погоды обеспечивается как боевыми, так и специальными вылетами.

Основательно пришлось поработать с летным составом, чтобы получать грамотную характеристику погоды. Для этого мы делали очень подробные опросы, а также инструктировали экипажи через нашу газету «Сталинские соколы». Теперь данные авиаразведки погоды характеризуются большой полнотой и достаточной грамотностью.

Мы получаем, кроме того, сведения о погоде с линии фронта от наземных частей, с которыми взаимодействуем. Передают их нам по радио или через делегатов связи.

Данные авиаразведки погоды используются дежурным метеорологом при составлении прогноза. Они дают ему возможность уточнить направление изменения погоды на своей территории и территории, временно занятой немцами. Это особенно важно для частей, расположенных вблизи линии фронта и воздействующих на передний край противника.

Мы обрабатываем две синоптические карты за 07 и 19 часов. Данные принимаются от нескольких метеоцентров, комбинируются, т. е. исключаются повторения, и в итоге получается наиболее полная синоптическая карта. Прогноз сообщается на все аэродромы.

С рассветом дежурный метеоролог обходит все подразделения и знакомит летный состав с метеообстановкой по карте. Чтобы успеть до рассвета обслужить все подразделения, мы дублируем синоптическую карту за 19 часов. Некоторые подразделения посещает помощник дежурного метеоролога. На аэродромах, где синоптические сводки не принимаются, дежурный метеоролог сообщает о погоде по прогнозу и консультации с главного аэродрома.

Благодаря наличию в штате метеостанции опытных метеорологов, добросовестному отношению их к работе, полному использованию всех доступных данных наши метеопрогнозы оправдываются на 95 проц. Особенно отличаются метеорологи воентехник 2-го ранга Масягин и сержант Демченко.

Военный инженер 3-го ранга Н. Пинус.