Грисенко Александр Иванович

Любаров Григорий Моисеевич (автор)

* * *

Принадлежность:

2 иап

Старший политрук Г. Любаров 

Командир
// Сталинский сокол 18.02.1942

Герои отечественной войны

«Фрицев» было 29, наших 6. «Мессершмитты» хотели отвлечь советских истребителей от охраняемого об’екта и дать возможность своим «Юнкерсам» отбомбиться. Краснозвездные машины не поддались на эту уловку. Они еще плотнее сомкнулись. Как только «Мессершмитт» подходил близко, один из наших истребителей молниеносно атаковывал и отгонял его, а затем снова пристраивался к своим. Тогда фашисты решили дождаться, пока у наших истребителей выйдет все горючее.

На командном пункте стоял полковник Грисенко и пристально следил аа небом. Искусный, вдумчивый командир, он быстро разгадал уловки врага.

– Вот что задумали гады, измором взять хотят... Не выпускать оставшиеся две машины! Ими будем подменять выдохшихся.

И по приказанию командира самолеты, израсходовав горючее, садились по одному. Баки быстро заливали бензином, и машины снова поднимались. Летчики проделывали это очень умело, они приземлялись без посадочного Т. и взлетали вне зависимости от направления ветра.

У немцев выдержки нехватило. Они убрались во-свояси.

Уже не раз находчивость и искусство командира приводили к успешному исходу операций в воздухе. Полковник Александр Иванович Грисенко принадлежит к той категории людей, которые счастливо сочетают в себе все необходимые качества бойца-командира. Строгий, требовательный, отзывчивый товарищ, умеющий не только приказать и помочь выполнить приказание, но и учить личным примером, – таков командир Грисенко.

Как-то нужно было узнать число танков противника и определить направление их движения. Погода стояла прескверная: низкая облачность, ни одного «окошка». В пути летчиков встретил шквальный заградительный огонь вражеских зенитных батарей и пулеметов. Так и вернулись самолеты ни с чем. Тогда полетел полковник. Умело маневрируя, он миновал зону огня и опустился над самой колонной. С высоты 20 метров Грисенко подсчитал количество танков и определил их направление.

К началу войны у Грисенко было много молодых летчиков. Они первый год служили в боевой части. Люди еще не были уверены в себе, у некоторых оставались школьные привычки – летать парадным строем, по прямой, с небольшими разворотами. Это иной раз приводило к ошибкам, и каждый переживали по-своему.

Грисенко учил молодых пилотов еще на земле тщательно готовиться к боевому вылету. Летчик должен заблаговременно знать, куда он вылетает, с каким превышением итти, на каких скоростях пилотировать самолет. В воздухе нужно непрерывно наблюдать, следить за своей машиной и машиной товарища, не упускать из виду ни одного облачка, обращать внимание на каждую подозрительную точку.

Труды командира дали результаты. Сколоченный, боевой коллектив отважных летчиков совершил 479 воздушных боев, уничтожил 58 фашистских самолетов в воздухе и 18 на земле.

Полковник Грисенко много внимания уделял и наземным службам. Четкость работы службы ВНОС, непрерывное наблюдение за воздухом, распорядительность, умелая маскировка аэродромов и материальной части неизменно обеспечивала успех. За все время войны полк не потерял ни одной машины.

Старший политрук Г. Любаров.
Юго-Западный фронт.