Рябцев Василий Григорьевич (автор)

* * *

Принадлежность:

526 иап

Подполковник В. Рябцев 

Штаб полка в наступлении
// Сталинский сокол 18.02.1942

Работа штаба авиационного полка в период наступления наземных частей имеет особенности, связанные с подвижностью войск. Нашему истребительному полку довелось принять активное участие в наступлении, что позволяет сделать некоторые обобщения работы штаба в этот период.

Прежде всего опыт показал, что во время наступления штаб должен особенно тщательно вести разведку на себя. Это очень важно потому, что связь с наземными частями при перебазировании авиации до некоторой степени нарушается. Авиационный полк лишается обширной информации о положении частей противника и наших войск. Нередко после перебазирования штабу полка приходится самостоятельно ставить задачу, выбирать цель. Это обеспечивается хорошо организованной разведкой на себя.

Совершенно необходимо, чтобы штабной командир участвовал в разведке нового аэродрома. Практика показала, что не всегда можно рассчитывать на правильный выбор аэродрома тылами.

Работа на новой базе начинается с организации командного пункта. Устраиваем мы его обычно на одной из окраин летного поля, чтобы получше замаскировать. Размещать командные пункты в избушках, прилегающих к аэродрому, или других постройках не рекомендуется. Мы сооружаем обширную землянку, покрываем ее несколькими накатами бревен и тщательно маскируем.

Возле командного пункта устанавливается круглосуточное дежурство наблюдателей. Они докладывают обстановку через телефон-трубку, проведенный в землянку. Это позволяет дежурному по штабу быть постоянно в курсе всего того, что происходит на аэродроме, в воздухе и в окрестностях.

Как только самолеты перебазировались за новое летное поле, сразу же остро встает вопрос о внутренней связи. На первых порах телефонную связь между эскадрильями организовать трудно. Поэтому несколько дней приходится работать, управляя полком с помощью сигналов. Одним из наиболее распространенных видов сигнализации для целеуказаний были полотнища. Но мы убедились, что этот способ не оправдывает себя. Летчик-истребитель. взлетев, вынужден отвлекаться от воздушной обстановки, чтобы найти и проследить за полотнищем. Обстановка в воздухе быстро меняется, изменить сигнал на земле не успевают. В связи с этим стали сигнализировать ракетами.

Штаб полка разработал короткую табличку сигналов. Они были заучены каждым и работником штаба. Сигнализация ракетами позволяла всегда быстро подымать в воздух подразделения, одновременно давать им целеуказания.

Очень удобный вид связи – радио, особенно для постановки задачи при срочном вылете самолетов. Нам, к сожалению, не всегда удавалось полностью пользоваться этим прекрасным средством, но все же неоднократно наши самолеты уже после вылета перенацеливались.

Личный состав нашего полка приобрел большой опыт перебазирования в наступлении. Так, еще в войну с белофиннами мы совершили до 20 перебазирований в зимних условиях. В эту войну также несколько раз меняли рабочие площадки. Это позволило нам сделать вывод, что в боевой обстановке не следует допускать перебазирование больше чем на 50 км зимой и 80 км – летом. В противном случае переезд наземных эшелонов займет длительное время.

В последнее время штаб полка разработал план-таблицу перебазирования. В нем предусмотрено, кто и что должен брать с собой. Возложена персональная ответственность за перевоз личного состава, оборудования и материалов. Эта таблица не изменяется. Твердо установленный порядок дает возможность быстро перебазироваться и обеспечивает безотказную работу материальной части на новом месте.

Особое место в работе штаба полка занимает постановка боевой задачи, а также подведение итогов боевой работы. Мы стремимся ставить задачи как можно проще, раз’яснять коротко и лаконично. Утром на командный пункт вместе с командирами эскадрилий приглашаем и инженера полка. Эко крайне важно, инженер, зная состояние материальной части, может внести существенные поправки. Кроме того, зная напряженность предстоящей работы, он более правильно планирует деятельность технического состава в этот день. Тут же он доводит до сведения командиров эскадрилий о замеченных недостатках в эксплоатации материальной части летчиками.

В первое время нам было очень трудно собрать подробные сведения о результатах боевой работы. Летчики, докладывая о выполнении задачи, ограничивались указанием того, сколько они сделали заходов на цель, что было поражено. Установленная нами определенная система опроса каждого летчика и командиров приучила личный состав докладывать подробности о цели, о том, что видели, с чем столкнулись на обратном маршруте. Полученные данные сопоставляются, и делается общий вывод, позволяющий правильно наметить дальнейшую работу.

Подполковник В. Рябцев.