Герои публикации:

Ермоченко

Андреев С. (автор)

Капитан С. Андреев 

Комбинированный удар по аэродрому
// Сталинский сокол 27.02.1942

Наша авиация за период отечественной войны не раз наносила чувствительные удары по вражеским аэродромам. Им обычно предшествовала тщательная подготовка, без чего невозможно добиться успеха.

Сегодня мы расскажем о комбинированном ударе, которым были уничтожены десятки вражеских самолетов и большое число людей.

На долю капитана Ермоченко выпала ответственная задача – произнести разведку аэродрома. Надо было выяснить, сколько и какие типы самолетов находятся на аэродроме, их месторасположение, что делает противник и какими зенитными средствами располагает.

Разведчик летел на заданной высоте 2000 метров. Облачность была 8—10 баллов. Капитан вел самолет под нижней кромкой облаков.

Когда показался вражеский аэродром, летчик нырнул в облака и продолжал свой полет по прямой. Над аэродромом он, приглушив моторы, вышел из облаков, мгновенно произвел фотографирование и также быстро скрылся в облаках, продолжая полет в тыл противника.

– На аэродроме обнаружено до 70 самолетов противника, из лих 45 «Ю-88», 12—15 «Ме-110» и 10–15 «Ю-52». Противник, повидимому, готовится к операции, так как оживление на летном поле большое, – доложил капитан командованию по возвращении.

Выполнение задачи было возложено на пикирующих бомбардировщиков, штурмовиков и прикрывавших их истребителей.

Для большей четкости и согласованности в действиях все самолеты были собраны на одном аэродроме. Благодаря этому взлет и сбор на кругу прошли организованно и с малой затратой времени.

На маршруте бомбардировщиков и штурмовиков надежно прикрывали истребители. Они летели по два звена справа, слева и сзади. Когда до вражеского аэродрома осталось немного, штурмовики и истребители начали отставать. Первыми должны были появиться над летным полем бомбовозы.

К аэродрому самолеты вышли на высоте 1200 м. Зенитная артиллерия противника открыла огонь. Это не помешало группе пикирующих бомбардировщиков сбросить свои бомбы. Внизу загорелось несколько «Юнкерсов» и «Мессершмиттов».

После первого захода бомбардировщиков, во время разворота их на второй заход действовали штурмовики, а за штурмовиками – истребители, большая часть которых прикрывала операцию с воздуха, а меньшая – подавляла огонь зениток.

Так было произведено четыре захода по аэродрому. Всякий раз они сопровождались потерей высоты, что обеспечило лучшую эффективность при действии по живой силе и материальной части. Тесное взаимодействие и прикрытие одного рода авиации другим дали возможность отлично выполнить задачу, без единой потери.

Отход от цели был продуман не менее тщательно. Первыми по сигналу ведущего ушли пикирующие бомбардировщики, за ними штурмовики и, наконец, истребители. В это время начало темнеть, но небо было освещено отсветом огромного пламени, бушевавшего на аэродроме.

В результате этой операции фашистская авиация недосчиталась нескольких десятков самолетов.

Таким образом, можно сделать вывод прежде всего, что удару по вражескому аэродрому должна предшествовать разведка. Только тогда командование будет располагать всеми необходимыми для принятия правильного решения данными.

При выполнении задания командиры действующих групп должны точно согласовать свои действия, предусмотрев место и время каждого этапа операции. Никаких отклонений допускать нельзя, иначе вместо взаимодействия получится сумбур. Главное в комбинированном ударе – обеспечить непрерывность воздействия на противника и не мешать друг другу.

Для наибольшей эффективности желательно брать такую бомбовую нагрузку, которая обеспечила бы не только уничтожение материальной части противника, но и поражение его живой силы.

И, наконец, следует выбирать такое время для налета, которое более всего способствовало бы внезапности.

Капитан С. Андреев.