Храмов Николай Иванович (автор)

* * *

Принадлежность:

287 иап

Капитан Н. Храмов 

Эксплоатация «Харрикен» зимой
// Сталинский сокол 27.02.1942

Летняя эксплоатация самолета «Харрикен» в основном ничем не отличается от эксплоатации отечественных самолетов этого типа, однако в отдельных случаях полета имеет некоторые особенности.

При подготовке самолета на земле, перед вылетом, следует тщательно продуть дренажные трубки маслобаков, прочистить и, если нужно, отогреть, так как они подвержены закупорке снежной пылью либо конденсатом паров. Невыполнение этих мероприятий приводит к образованию трещин, разрыву и течи маслобаков в полете.

В первоначальный период запуска и прогрева мотора масло в системе маслопроводки имеет неодинаковую температуру, в силу чего резкое повышение газа может вызвать разрыв сот и течь радиатора. Поэтому, прогревая мотор, не следует давать сразу резкий газ, а, выдержав 2—3 минуты мотор на малых оборотах, плавно переводить работу мотора с малого на средний, а затем и на большой газ.

Убедившись, что температурный режим мотора соответствует нормальным условиям работы, т. е. температура масла не ниже 40°С и антифриза 70—80°С, летчик приступает к подготовке к вылету.

Перед взлетом летчик обязательно должен поставить триммеры в нейтральное положение и, сняв рычаг тормоза, проверить, не заторможены ли у самолета колеса. Такая проверка необходима, так как имелись случаи, когда летчик забывал отдавать тормозной рычаг, и в полете во время работы мотора воздух, нагнетаемый компрессором, поступал в тормозную систему колес. При посадке это может привести к аварии самолета.

Режим взлета самолета является наиболее ответственным и напряженным моментом в работе винтомоторной группы и при внезапном падении мощности может привести к аварии самолета. Внимание летчика в этот период должно быть сосредоточено на работе винтомоторной группы.

Взлет при снежном покрове следует производить осторожно, газ давать плавно-ускоренно. У самолета на разбеге имеется тенденция разворачиваться влево. Это явление не должно смущать молодых летчиков, так как самолет в управлении чувствителен. Незначительное отклонение руля поворота парирует тенденцию к развороту.

На взлете отрыв самолета от земля происходит довольно скоро и плавно. При достаточной полосе для взлета и хорошей ее укатке не следует пользоваться максимальным газом. В этом случае можно взлетать с нормальным газом до ограничителя.

При наборе высоты и в период всего полета управление рулями легкое и довольно эффективное, поэтому движение рулями должно быть плавное.

Шасси убираются в угле набора высоты при скорости 140—150 миль. При уборке шасси самолет имеет тенденцию кобрировать. Сохранение продольной устойчивости самолета обеспечивается триммерами – дачей штурвала вперед. После уборки шасси, несмотря на контрольные огни, следует дожать их ручной помпой и затем рычаг поставить в нейтральное положение.

На самолете «Харрикен» фигуры высшего пилотажа (вираж, переворот, боевой разворот и пикирование) выполняются легко.

Переворот с зависанием, резкий переход с прямой в пикирование и вывод самолета с боевого разворота на малой скорости с энергичным переводом его в линию горизонтального полета вызывают отлив горючего, что приводит к обрезанию работы мотора. В этих случаях следует плавно убрать газ, перевести самолет в режим планирования и небольшим плавным движением сектора газа от себя опробовать приемистость, после чего мотор заработает нормально.

При заходе на посадку после выпуска шасси, несмотря на показание контрольных огней, ручной помпой необходимо проверить полный их выпуск.

Так как кабина летчика у самолета «Харрикен» расположена высоко, а скос капота мотора направлен в сторону носка вала, у молодых летчиков создается впечатление, что угол планирования самолета крутой. В результате имеет место высокое выравнивание.

Ни в коем случае не следует допускать уточнение расчета на посадку скольжением с выпущенными щитками, так как это влечет за собой опускание носа и резкую потерю скорости.

После выпуска шасси самолет висит на ручке и имеет тенденцию к пикированию. В этом случае триммер руля глубины необходимо убрать поворотом штурвала на себя.

При посадке, на пробеге, направление легко удерживается рулем поворота. Ручку во все время пробега следует держать прижатой на себя.

Строгое выполнение всех положений летной эксплоатации с учетом изложенных особенностей обеспечивает безаварийную эксплоатацию матчасти.

Капитан Н. Храмов.