Зотов Поликарп Иванович

Зубанев Николай Иосифович

Лобанов Степан Иванович

Пивенштейн Борис Абрамович

Логачев Иван Васильевич (автор)

Подполковник И. Логачев 
// Сталинский сокол 05.02.1943

Новое в использовании «ИЛ-2»

Из опыта боев под Сталинградом

«ИЛ-2» считался штурмовиком дневного действия, и никаких других задач на него не возлагалось. Впоследствии «ИЛ-2» был признан, кроме того, бомбардировщиком ближнего действия. Официально этим и ограничивались его задачи.

А, между тем, война, особенно последние её месяцы, показала, что на этой замечательной машине можно выполнять ряд новых и сложных боевых задач.

«ИЛ» – ночник

В период упорных боев за Сталинград враг бросил на сравнительно узкий участок фронта до 200 самолётов разных типов. Наша истребительная авиация вынуждена была в основном отражать удары по нашим войскам, действовать на поле боя и прикрывать военные об'екты, поэтому она не всегда могла сопровождать в боевой полёт штурмовики и бомбардировщики. Были дни, когда «ИЛ'ы» из-за отсутствия прикрытия бездействовали.

И вот тогда-то штурмовики нашли способ летать без прикрытия. Дважды в день, на рассвете и в сумерках, «ИЛ'ы» наносили бомбо-штурмовые удары по немецким войскам, без сопровождения истребителей. В первом случае «ИЛ'ы» взлетали ещё в темноте, а садились на свой аэродром с восходом солнца. Во втором случае взлёт производился в сумерках, а посадка – в темноте. Среди штурмовиков оказалось несколько ночников. Они сразу начали действовать. Остальные быстро освоились с полётами в тёмное время, тренируясь вначале на «У-2».

Это явилось началом ночной работы «ИЛ'ов». Для этого не потребовалось никакого дополнительного оборудования. Для наземного обеспечения были использованы те же средства, что и для ночных самолётов «У-2» и «Р-5». В первое время штурмовики ходили группами самолетов и делали по 2–3 вылета. Накопив опыт, «ИЛ'ы» начали ходить и в безлунные ночи.

Задачи ночникам ставились различные, начиная от ударов по аэродромам и кончая населёнными пунктами. Удары наносились последовательно в течение всей ночи. Так, в частности, «ИЛ'ы» совершили успешный налёт на аэродромы Фролов, Обливская. Предварительно было произведено фотографирование, уточнены все маршруты. Особенность ночного маршрута заключается в том, что он обязательно требует какого-нибудь характерного ориентира вблизи цели. В частности, при ночном налёте «ИЛ'ов» на аэродром Обливская таким ориентиром явился изгиб реки.

Выполняя по существу те же задачи, что и днём, «ИЛ'ы» ночью несут значительно меньшие потери, а эффективность ударов большая. Когда наши войска заняли станцию Абганерово, мы убедились в прекрасных результатах ночного налёта «ИЛ'ов» на эту станцию. Здесь было уничтожено много железнодорожных вагонов и несколько складов с боевым имуществом.

«ИЛ» – охотник

При низкой облачности (высотой в 200–300 м.) штурмовикам трудно действовать группами. При такой погоде на боевое задание обычаю отправляется пара летчиков, хорошо подготовленных к полёту в сложных метеоусловиях. Они уходят в полет без прикрытия истребителей, подчас не имея конкретных целей, отыскивают и уничтожают железнодорожные эшелоны, действуют по грунтовым дорогам, переправам.

Эффективность действий штурмовиков-охотников также была очень велика. Вот один характерный пример. Пара охотников (ведущий капитан Лобанов), отправившись на охоту, заметила, что на аэродром Котельниково на посадку идут самолёты противника. Охотники, вынырнув из-за обликов в момент посадки самолетов, внезапно атаковали их. Одна вражеская машина загорелась и упала на свой аэродром. Затем «ИЛ'ы» развернулись и пошли охотиться за железнодорожными эшелонами. Бомбы, сброшенные ими на станцию Котельниково, попали в склад горючего. Было уничтожено несколько сот бочек бензина.

Охотники-«ИЛ'ы» сыграли большую роль в борьбе с транспортной авиацией противника. Они устраивали засады на вероятных маршрутах полёта «Ю-52», барражировали над их аэродромами. Охотники уничтожили немало транспортных самолётов противника в момент их взлёта или посадки. При всем этом широко использовались облачность, плохие метеоусловия.

«ИЛ'ы»-охотники – хорошие разведчики. Пользуясь приемо-передаточными радиоустановками, они с, воздуха передавали разведданные на аэродром. И, сообразуясь с метеоусловиями, с аэродрома поднималась целая группа или пара «ИЛ'ов» для воздействия по целям, обнаруженным разведчиками. Штурмовики-разведчики обнаружили как-то в районе ст. Абганерово до 200 танков. По их данным был нанесен удар по этой большой группировке танков, причём разведчик являлся лидером.

На счету «ИЛ'ов»-разведчиков мы уже имеем много вскрытых танковых группировок. скоплений войск в балках и т. д. Опыт показал, что, несмотря на известную ограниченность сектора обзора штурмовика, он всё же с успехом может вести разведку.

Действуя парами, без прикрытия, «ИЛ'ы» подвергаются серьёзной опасности нападения истребителей противника. И здесь, конечно, многое зависит от искусства самого лётчика. В его распоряжении имеется такой надежный манёвр, как уход в облачность. Наши охотники очень часто спасались этим манёвром от вражеских истребителей. Но и тогда, когда не удается увильнуть в облака и враг вынуждает «ИЛ'ы» принять бой, пара штурмовиков-охотников способна не только отразить атаку противника, но и нанести ему удар.

«ИЛ» в борьбе с бомбардировщиками

В нашей практике были случаи, когда «ИЛ'ам» пришлось выполнять, казалось бы, совершенно несвойственные им задачи: прикрывать свой же аэродром. В этих случаях мы выделяли специальные пары, составленные из лётчиков, хорошо подготовленных по технике пилотирования, и возлагали на них задачи истребителей. Эти пары дежурили на своем аэродроме, и как только посты ВНОС или же наблюдатель подавали сигнал о том что курсом на аэродром идут вражеские бомбардировщики, в воздух поднималась дежурная пара. Опыт показал, что «Юнкерсы», шедшие без прикрытия «Мессершмиттов», завидев «ИЛ'ы», сбрасывали бомбы где попало и уходили домой.

Когда «ИЛ'ы» оправдали себя на прикрытии своего аэродрома, им стали давать более сложные задачи – прикрывать военные об'екты, находящиеся по соседству с аэродромом. И лётчики подразделений Зотова, Зубанева, Пивенштейна с успехом справлялись с этими задачами. Обнаружив бомбардировщиков, идущих к нашему военному об'екту без прикрытия «Мессершмиттов», они вылетали к ним навстречу, врезались в их строй и, используя свою огневую мощь и броневую защиту, атаковали бомбардировщиков, разгоняли их, а были случаи, когда и сбивали «Юнкерсы».

Если штурмовик идёт на отражение атак бомбардировщиков противника, то бомбовой нагрузки он не берёт. Атака производится пушечно-пулемётным огнём и снарядами. Для борьбы с бомбардировщиками противника на аэродроме дежурили одна или две пары «ИЛ'ов» (реже – три). При этом широко применялось радионаведение «ИЛ'ов». Способы атаки были разные: атакуют сразу парой или один атакует, а второй прикрывает его сзади. Когда первый «ИЛ» выходит из атаки, на бомбардировщиков обрушивается второй штурмовик. Чаше всего «ИЛ'ы» атаковали бомбардировщиков с правой или левой задней полусферы или на встречных курсах.

Однажды с поста ВНОС сообщили, что к нашей железнодорожной станции идут 6 «Ю-88» без прикрытия истребителей. В воздух поднялась дежурная пара «ИЛ'ов» из подразделения Зубанева и пошла курсом на железнодорожную станцию, расположенную в 5-6 километров от аэродрома. Ведущий на встречном курсе под углом 45 градусов врезался в строй бомбардировщиков и атаковал их по очереди пулемётным огнём. С внешней стороны ему помогал ведомый, который также атаковал бомбардировщиков. Группа «Юнкерсов» рассеялась, и бомбардировщики по одному стали уходить на юго-запад. Один из них был подбит. А оба наши «ИЛ'а» вернулись домой.

Таких примеров можно было привести немало. «ИЛ'ам» иногда приходится выполнять задачи истребителей и в другой своеобразной форме. Например, штурмовики идут на задание под прикрытием истребителей, но прикрытие это недостаточно, и тогда штурмовики выделяют из своего состава пару отлично подготовленных лётчиков со специальным заданием – усилить прикрытие всей группы. Эта пара несёт меньшую бомбовую нагрузку. Она следует непосредственно за строем штурмовиков, прорезая его сверху по диагонали и охраняя от атак истребителей заднюю полусферу группы.

«ИЛ'ы» прекрасно зарекомендовали тебя в боях в городе Сталинграде, когда лётчикам ставили задачу бомбить переулок, заводской корпус, а иногда и отдельный дом. Это была атака точечных целей. С воздуха не всегда удавалось обнаружить сигналы, выложенные наземными войсками. И всё же штурмовики точно накрывали цели, атакуя по одному с пикирования, делая по нескольку заходов. Большую помощь «ИЛ'ам» оказали радиостанции наведения, корректировавшие их действия.

Таковы новые, выявившиеся в последнее время, методы использования «ИЛ-2». И надо надеяться, что круг возможностей этой отличной машины ещё не исчерпан.

Подполковник И. Логачев.