Лавриненко Валентин Макарович

Шундриков Владимир Павлович (автор)

* * *

Принадлежность:

66 шап

Майор В. Шундриков 
// Сталинский сокол 12.02.1943

Атаки цели на «ИЛ-2»

Тактически грамотная и умело проведенная атака на штурмовке обеспечивает точное поражение цели. В способах атаки трудно придерживаться готового рецепта, так как их определяет сам характер цели.

На поле боя и в ближнем тылу штурмовики действуют чаще всего по мелким рассредоточенным целям. Как же лучше всего бить по таким об'ектам? Практическое решение этого вопроса главным образом достигается в построении боевых порядков порядках.

Действие в парах полностью оправдало себя во всех операциях, проводимых нашими штурмовиками. Ведущий пары получает широкую инициативу в выборе цели и в способах атаки. Повышается маневренность всей группы штурмовиков, а это тем более важно, корда нужно детально просмотреть район цели, а также быстро повторить атаку.

Как важно знать летчику фактор цели, ваяю из следующего примера. Недавно наши штурмовики получили задание разрушить мост на одной из коммуникаций противника. Первая группа «ИЛ-2» атаковала цель с высоты 700–800 метров. Такая высота бомбометания казалась наиболее целесообразной, поскольку экипажам пришлось действовать в зоне, насыщенной зенитным огнём. Бомбы легли радом с мостом, однако не причинили ему никакого вреда. Следом бомбила вторая группа штурмовиков. Но и ей также не удалось разрушить мост.

После двух неудачных налётов летчики заинтересовались характером цели. Удалось точно установить, что мост деревянный, с редким настилом, усиленном в проезжей части, а глубина реки не превышает здесь одного метра. Несомненно, нужно было изменить способ атаки. Ведомые пары «ИЛ’ов» подавили зенитные батареи прикрытия, а ведущие произвели атаку моста с бреющего полёта, сбросив бомбы с взрывателями замедленного действия под его настил. В результате мост был полностью разрушен.

В другом случае штурмовики получили задачу нанести удар но вражескому опорному пункту. Капитан Лавриненко, прежде чем поднять в воздух группу «ИЛ'ов», точно установил, что представляет собой заданная цель, где могли немцы расположить батареи, огневые точки, склады боеприпасов. Штурмовики решили действовать с высоты 700–800 метров. Каждая пара «ИЛ-2» самостоятельно выбирала об'ект атаки и бомбила с пологого пикирования. Лётчики произвели по 2–3 захода на цель и разрушили много оборонительных сооружений, взорвали три склада боеприпасов. Удар штурмовиков способствовал продвижению наземных войск.

Сложный комплекс целей представляет собой передний край обороны противника. Изучить эти цели необходимо для того, чтобы определить методы действий. Боевая практика подсказывает наиболее целесообразные способы атак для поражения целей на переднем крае. Заход в район цели штурмовики, как правило, производят вдоль линии фронта на увеличенных дистанциях. Сигнал командира о переходе в атаку ведущие пары принимают как команду для размыкания. Пары, самостоятельно выбирая цели, атакуют их с высоты, позволяющей использовать все огневые средства штурмовиков.

Однажды группа «ИЛ-2» в составе пяти самолётов подвергла атаке оборонительный рубеж противника. Командир со своим ведомым взял курс в непосредственной близости от своих войск, а ведомые пары шли фронтальным построением, над расположением противника. Штурмовики в первом заходе обнаружили и атаковали несколько об'ектов. Одна пара нацелила свой удар на зенитные огневые точки. Во время этой атаки лётчикам удалось распознать ещё много важных целей, и в том числе они обнаружила крупную группировку немецкой пехоты. Решение командира соответствовало обстановке. Штурмовики для повторных атак встали в круг, нанося прицельные бомбовые удары. Район цели подвергся длительному воздействию с воздуха причем поражению об'екта способствовал угол атак – с пологого пикирования каждым экипажам самостоятельно.

Атаки танков на маршах носят несколько иной характер. Пары штурмовиков эшелонируют боевой порядок в глубину и тем самым достигают поражения танков, следующих мелкими группами.

Штурмовики накопили большой опыт в действиях по железнодорожным коммуникациям противника и, главное, по подвижному составу. Боевая практика показывает, что лётчику необходимо знать, чем нагружен состав. Нетрудно распознать эшелону с танками и автомашинами по внешнему виду. Эти поезда обычно прикрываются зенитными средствами. Крытые вагоны с боеприпасами и горючим немцы, как правило, ставят в центре поезда. Составы с живой силой распознаются в первой атаке. Атаковать поезд в пути выгоднее всего парами в пеленге под небольшим углом с высоты обеспечивающей применение как бомб, так и пулемётно-пушечного огня. Каким путём производить заход – с головы или с хвоста поезда, – большого значения не имеет, но паровоз должен быть обязательно выведен из строя.

Недавно группа штурмовиков под командованием капитана Козлова перехватила в пути большой воинский состав. Все вагоны были крытые. Командир решил в первую очередь вывести из строя паровоз, а затем огнём «проверить» содержимое вагонов. Атакой в лоб капитан Козлов первой же бомбой разбил локомотив, а ведомые пары пулемётно-пушечным огнём прочесали весь состав, сразу же вызвав пожары и взрывы. Повторной атаки уже не потребовалось: весь эшелон гружённый боеприпасами, взорвался. Штурмовики, израсходовав незначительную часть боекомплекта, вышли на другую цель. Из этого примера видно, что умело избранный метод атаки не только позволяет точно поразить цель, но и даёт возможность максимально сократить расход боеприпасов.

Постой опыт говорит, что не следует заранее определять методы атак. Это связывает инициативу летчика. Обнаружив цель и оценив обстановку, штурмовик сам находит способы атаки, наиболее целесообразные для поражения об'екта.

Майор В. Шундриков.

Центральный фронт.