Керекелица Дмитрий Павлович

Лукашин Петр Иванович

Мистюк Василий Федосеевич

Олейник Григорий Никитович

Смирнов Николай Николаевич

Улинский Филипп Викторович

Филиппов

Бугаенко Леонид Денисович (автор)

* * *

Принадлежность:

287 иад

Подполковник Л. Бугаенко 
// Сталинский сокол 12.02.1943

Радиосеть наведения в воздушных боях

Напряжённые бои под Сталинградом, закончившиеся разгромом немецкой группировки, были характерны массовым применением всех видов авиации.

Перед нами в разгаре этой операции была поставлена задача: с имеющимся в нашем распоряжении самолётным парком обеспечить надёжное прикрытие с воздуха наземных частей и стратегически важных об’ектов.

Для выполнения этой задачи нужно было так расставить силы и руководить ими, чтобы ни один вылет наших самолётов не прошёл без должного эффекта. В первую очередь мы занялись вопросами непосредственного руководства воздушным боем, техникой вызова и наведения наших самолёта на цель. Вполне естественно, что начали с радиосвязи, с организации хорошо налаженной службы наведения и оповещения.

С этой целью наш командный пункт вместе с приёмной и передаточной радиолинией наведения был расположен в непосредственной близости от линии фронта, в месте, откуда хорошо обозревался весь заданный нам участок обороны. Этот участок для удобства розыска отдельных пунктов был разбит на четыре района, которые носили название целей – № 1, № 2, № 3 и № 4. Лётному составу было предложено хорошо изучить характерные ориентиры всех четырёх районов, нанесенных на специальные карты, которые имелись у каждого пилота.

На главной рации, как, правило, находились командир части, его заместитель или начальник штаба, которые наводили наши самолёты на противника, руководили по радио всеми действиями летчиков в воздушном бою. На главный командный пункт вызывались и лётчики, свободные от полётов. Здесь они воочию знакомились с тактикой и приёмами врага и действиями наших истребителей в бою.

Служба наведения и оповещения сыграла огромную роль в боевой работе подразделения. Она стала необходимой и увеличила эффективность ударов нашей авиации. Приведу несколько примеров, характеризующих результаты наведения по радио.

Над портов Владимировка появилось звено «Ю-88». С командного пункта самолёты противника были хорошо видны. Тот час же была вызвана пара наших истребителей: капитан Мистюк и младший лейтенант Смирнов. Как только ведущий появился в районе цели, его спросили с земли:

– Роза, ты меня слышишь? Если слышишь, покачай крыльями.

Ведущий покачал. Значит, связь с летчиком налажена, и ему указали точное нахождение цели. В этом бою, наши истребители сбили два бомбардировщика.

Так же была сорвана попытка девятки «Юнкерсов» нанести удар по этому порту. Вызванные по радио лётчики-истребители младший лейтенант Смирнов и сержант Филиппов стремительно атаковали немцев, заставили всю девятку сбросить бомбы куда попало и сбили два самолета.

С помощью наведения по радио только за три дня боевой работы звеню лётчиков – в состав Мистюка, Смирнова, Филиппова, охранявших порт Владимировку, – уничтожило одиннадцать немецких самолётов.

Большую пользу служба наведения по радио принесла во время боевой работы в плохую погоду. Можно с уверенностью сказать, что успех истребителей в этой обстановке целиком и полностью зависел от сигналов с земли.

Однажды, используя низкую облачность, к об'екту скрытно подходила семёрка немецких бомбардировщиков. С аэродрома в точно указанное место вылетел капитан Мистюк в паре с летчиком Филипповым. На подходе к цели наши лётчики навязали фашистам бой и сбили три бомбардировщика.

Трудно, переоценить значение работы станции наведения в напряжённые моменты воздушных боев. Имея надежную связь со своими самолётами, командир, находившийся на радиостанции, всегда мог получить соответствующую команду лётчикам, своевременно предупредить их об атаках противника, дать краткий совет, подбодрить.

Над одним из районов участка наши истребители завязали воздушный бой с немецкими бомбардировщиками. К месту схватки скрытно приблизились и напали на наши самолёты немецкие истребители. Командир с земли заметил, как в хвост машины лётчика Олейника заходит «Ме-109». Получив предупреждение с земли, наш летчик сделал соответствующий маневр и благополучно вышел из-под удара. В том же вылете наведенный на цель с земли Олейник вступил в бой со звеном «Ю-88» и уничтожил один немецкий самолёт.

Как-то в районе Средней Ахтубы появились четыре немецких транспортных самолета «Ю-52», очевидно, потерявшие ориентировку. Наши истребители, вызванные по радио, немедленно атаковали их. Так как транспортники шли на малой высоте и легко могли ускользнуть, маскируясь на фоне местности, наши истребители преследовали и атаковали их по сигналам и указаниям с земли. Все четыре машины мы были сбиты летчиками Лукашиным, Улинским, Керекелицей.

С неменьшим успехом наша станция наведения помогала в боевой работе и штурмовой авиация. Так как атакуемые штурмовиками цели находились в зоне зрительной связи с командного пункта, то очень часто станция передавала ведущим групп штурмовиков о наличии в районе цели немецких истребителей, о приближении врага, его маневре и атаке, предупреждала об опасности.

Современный бой быстротечен. Зачастую обстановка меняется в течение нескольких минут. Нередко нам приходилось перенацеливать ту или иную группу штурмовиков, чтобы они не поразили свои войска. И в этих случаях польза службы радионаведения была буквально неоценима.

По приказу командования в воздух были подняты двенадцать штурмовиков для удара по скоплению войск противника. Самолеты направились к цели, в этот момент было получено дополнительное распоряжение о том, что в районе ранее указанной цели заняли наши наземные войска. Командир, находившийся на командном пункте всё время поддерживающий связь со штурмовиками, немедленно передал ведущему группы следующее приказание: «Бомбить и штурмовать пункт южнее указанной цели, противник отступает». Эта команда была своевременно принята. Ведущий разобрался в обстановке, и группа штурмовиков нанесла удар по отступающей колонне врага.

Аналогичный случай перенацеливания произошёл во время налета штурмовиков на аэродром Питомник. В воздухе находились две группы самолётов. Одна имела задачу штурмовать аэродром Питомник, другая – скопление живой силы противника. Обстановка потребовала нанесения массированного удара по вражескому аэродрому. Группа штурмовиков, направлявшаяся к скоплению живой силы противника, была в воздухе перенацелена и, изменив маршрут, нанесла удар вслед за первой группой по аэродрому Питомник.

За несколько недель боёв через радиостанцию нашего главного командного пункта было произведено свыше двухсот вызовов истребителей. При помощи радионаведения за это же время было сбито 43 бомбардировщика, 9 истребителей и 14 транспортных самолётов противника.

Подполковник Л. Бугаенко.