Кузнецов Павел Осипович

Еськов Иван Евграфович (автор)

* * *

Принадлежность:

272 нбад

Полковник И. Еськов 
// Сталинский сокол 19.02.1943

Из опыта работы ночных бомбардировщиков

В ожесточенных боях героических защитников Сталинграда с немецко-фашистскими войсками активное участие принимала часть тов. Кузнецова, на вооружении которой были лёгкие бомбардировщики «У-2».

Ночные бомбардировщики действовали главным образом по боевым порядкам и тактическим резервам противника. Основная их знача заключалась в том, чтобы уничтожать мотомехчасти и артиллерию на огневых позициях противника и держать его всё время в напряжённом состоянии, не давая покоя ни днём, ни ночью. Иначе говоря, экипажи «У-2» изнуряли противника ночью, чтобы ослабить его боеспособность днём, и, надо сказать, эта цель была ими достигнута.

Каждому боевому вылету предшествовала тщательная подготовка лётного состава и материальной части. Совершенно точно определялся участок бомбометания. Обычно размеры этих участков были 400x400, 800x800 метров, а иногда достигали размера 2x2 километра.

Для полного и надежного перекрытия всего заданного участка его делили на более мелкие участки, и схемы их в увеличенном масштабе передавали лётчикам. Наличие таких схем помогало экипажам четко уяснить, какую цель предстоит бомбить, а по выполнении задачи давало возможность отметить, где именно упали бомбы.

Схемы перечерчивались с плана того пункта, где по обстановке необходимо было произвести бомбометание. Но в практике боевой работы может иногда не оказаться такого плана. В этих случаях необходимо прибегать к фотопланшету и с него изготовлять схемы.

Основными тактическими приёмами экипажа «У-2» были последовательные бомбардировочные удары преимущественно одиночными самолётами. «У-2» вылетали с интервалами 3-7 минут.

Наряду с этим часто применялся полёт парой, а иногда и звеном. Как показала боевая практика, в некоторых случаях полёт парой был более, активен, нежели действия одиночных экипажей, так как он обеспечивал взаимное наблюдение экипажей, более точный выход на цель и меткое бомбометание. Облегчало выход к цели то, что один из пары освещал цель, а второй и последующие экипажи прицельно сбрасывали бомбы точно на заданные цели. Опыт опроверг опасения, что действия парой ночью стесняют манёвр над целью. Летчика части делали по нескольку заходов на цель и отлично поражали ее.

Помимо всего сказанного, есть ещё одно важное преимущество в полёте парой. Речь идёт о возможности бороться со средствами ПВО противника. Один из экипажей пары сбрасывал над целью САБ'ы и вызывал на себя огонь ЗА и ЗП. Второй экипаж в это время бомбил и вёл пулеметный огонь по противнику почти без противодействия средств ПВО. Подход к цели чаше всего производился с приглушенным мотором, а затем с планирования сбрасывались бомбы. Уход от цели производился со снижением.

Для облегчения выхода экипажа на цель организовала была так называемая служба наведения путём выкладывания электрического «Т», электрострелы и указания лучом прожектора. Кроме того, наземные части иногда разжигали костры или вели огонь трассирующими пулями в направлении войск противника.

Коротко лётчики части наряду с конкретными задачами по бомбардировке занимались поиском цели. Поиски ночью выполнялись так называемыми «охотниками», т. е. лучшие экипажи получали задачу самостоятельно искать цель в границах определёного участка. Надо сказать, что результаты бомбардировочных вылетов «охотников» были также достаточно эффективны.

Полковник И. Еськов.