Бородин

Емельянов

Иващенко Алексей Павлович

Комаров Виктор Степанович

Кравченко

Тезавровский Василий Владимирович

Шикурин Иван Николаевич (автор)

* * *

Принадлежность:

630 иап

Капитан И. Шикурин 
// Сталинский сокол 19.02.1943

Подготовка слетанной пары истребителей

Трудно дать годную для всех случаев схему подготовки слётанной пары. Здесь многое зависит от обстановки, качественного состава лётчиков, особенностей материальной части. Но далее в боевых условиях в ряде наших частей уделяется большое взимание слётанности.

Если подготовка слётанной пары, состоящей из двух опытных пилотов, не представляет большого труда, то другое дело с молодым лётным составом.

В эскадрилье, где командиром тов. Иващенко, подготовку слётанной пары умело совместили с вводом в строй молодых летчиков. Полёт в паре в качестве ведомого с инструктором здесь обязателен для каждого молодого лётчика. Это даёт ему возможность приобретать необходимые навыки, учиться правильно держать дистанции и интервал, обеспечивающие наилучший обзор. Характерной ошибкой у молодых лётчиков в этих полётах являлось стремление уменьшить интервал и увеличить дистанцию, чтобы облегчать себе технику пилотирования. На разборах полетов лётчикам указывали на вред этой ошибки.

Следующий раздел подготовки пары – отработка более точной техники пилотирования – учил лётчика совершать более резкие эволюции применительно к обстановке воздушного боя, приучая его к самостоятельным действиям, чтобы он мог во-время притти на помощь ведущему и снова занять свое место в строю.

Вопросы ориентировки в подготовке слётанной пары занимали большое место. При полётах в строю обучаемый через установленный промежуток времени отмечал на карте местонахождение самолета. Затем на земле ведущий определял, насколько хорошо его ведомый ориентируется на местности. В следующих полетах, уже по незнакомому маршруту, ведомый вставал на место ведущего и приводил его на свой аэродром.

Ведомый слётанной пары истребителей – это не просто лётчик, прикрывающий хвост командира, но и воздушный боец, могущий самостоятельно уничтожить врага и вернуться на базу. Это требование нашло отражение в заключительном этапе подготовки пары.

Дальнейшая отшлифовка действий нары осуществляется непосредственно в боях. С началом боевой работы молодой лётчик продолжает совершенствоваться в умении летать парой под руководством опытного командира. Воздушные бои и подробный их разбор являются для него новым этапом подготовки.

Характерным в этом отношении является полёт опытного истребителя тов. Иващенко в паре с молодым лётчиком Кравченко. Прикрывая железнодорожную магистраль, ведущий заметил «Юнкерса», входившее в пике. Лидер пары решил атаковать врага в тот момент, когда он выходил из пикирования. С этой целью тов. Иващенко стал плавно разворачивать машину, чтобы занять удобное положение для атаки. Его ведомый, вместо того чтобы следовать за командиром, резко со снижением развернул свой самолёт и очутился между «Юнкерсом» и самолётом Иващенко, мешая последнему вести прицельный огонь по противнику. В результате немцу удалось безнаказанно скрыться.

Разбор этого полёта превратился в поучительное занятие для молодых лётчиков и принёс им большую пользу.

Много занимаются подготовкой пары истребителей и в Н-ской части. Здесь начали с того, что лидерами пар назначили опытных мастеров воздушного боя. В практических полётах над аэродромом отрабатывались главнейшие элементы управления и связи внутри каждой пары.

Развернувшиеся наступательные бои наших наземных и воздушных сил показали целесообразность применения пары истребителей как тактической боевой единицы.

Характерны в этих операциях действия пары истребителей в составе капитана Емельянова и лётчика Бородина. Капитан Емельянов имеет на своём счету несколько сбитых вражеских мантии. Первый вылет этой пары увенчался блестящим успехом благодаря хитрости ведущего и многому научил молодого лётчика Бородина.

Дело было так. На рассвете, после бомбардировки железнодорожной станции противника, шестёрка истребителей возвращалась на свой аэродром. На пути зрительная связь между самолётами из-за густой облачности была потеряна, и капитан Емельянов со своим спутником Бородиным одни летели к аэродрому.

Шестёрку немецких бомбардировщиков «Хейнкель-111» первым заметил Емельянов. Он направил свой самолёт в нижнюю кромку облачности, ведомый последовал за ним.

– Атакуй крайнего правого! – скомандовал Емельянов Бородину по радио.

Пользуясь преимуществом в высоте и скрытностью подхода к врагу, лётчики с предельно близкой дистанции ударили по немецким бомбардировщикам и сбили две вражеские машины.

Несколько последующих полётов этой пары были не менее удачны, чем первые. По всех встречах с противником капитан Емельянов, вполне уверенный в надёжной защите хвоста своей машины, действовал решительно и смело. За короткое время лидер этой пары довёл счёт сбитых им лично вражеских машин до шести, пять немецких самолётов уничтожил лётчик Бородин.

Вполне естественно, что совместная боевая работа не могла не сказаться на росте молодого лётчика Бородина, ставшего опытным воздушным бойцом. Теперь на его счету около десяти уничтоженных вражеских самолётов, и из ведомого пары он сам стал лидером.

Что касается опыта подготовки слётанной пары, состоящей из двух опытных лётчиков, то здесь многое зависит от договоренности на земле о совместных действиях, от быстроты понимания ведомым замысла ведущего, от умелого использования радио, – словом, опять-таки от предварительной подготовки и тренировки на земле и в воздухе.

Взять, к примеру, одну из лучших слётанных пар Н-ского истребительного полка – лётчиков Комарова и Тезавровского. Оба они в совершенстве владеют техникой пилотирования и имеют солидный боевой опыт. Однако успеху их совместных действий предшествовала соответствующая тренировка. Начали они с отработки полетов в паре. На основе опыта лётчики пришли к выводу, что ведомому в полете не к чему часто менять своё положение, т. е. мотаться из стороны в сторону, затрудняя тем самым наблюдение ведущего за своим напарником. Здесь важно, следуя за ведущим, выбрать такое положение, при котором командир пары всегда чувствовал бы за собой своего ведомого. Трудно сказать, в каком пеленге – в правом или в левом – удобнее следовать за ведущим. Это зависит от обстановки. Допустим, что полёт совершается в солнечную погоду. Пара идёт в положении, когда солнце находится сзади справа ведущего. Ясно, что ведомому итти в правом пеленге нет смысла – его не увидит ведущий.

Имея на бортах своих самолётов радиоприемники и передатчики, Комаров и Тезавровский путём тренировки на земле выработали предельно сжатые и лаконичные передачи. Например: «Мессершмитты» справа, разворот в лоб». Во всех полётах в воздухе соблюдается строжайшая радиодисциплина. Ведомый только в том случае передаст по радио, когда он обнаружил противника, атакован им или при угрозе внезапного нападения. В остальном он слушает приказания ведущего и выполняет их. Нельзя занимать в полете радиоразговором командира, который к тому же всё время держит связь с землёй.

Строжайшая дисциплина в полёте, почти автоматическое восприятие ведомым замыслов своего командира всегда обеспечивают успех этой пары.

Однажды Комаров и Тезавровский, выполняя боевое задание, заметили впереди себя звено «Юикерсов-88». Догоняя противника, лётчики по радио договорились о характере атаки. От огня наших истребителей у правого ведомого звона «Ю-88» загорелся мотор. Вражеский самолёт со снижением ушёл вниз. Пара сразу же атаковала левого ведомого. Первая клещевая атака оказалась безрезультатной. При выходе из атаки Тезавровский неожиданно заметил под собой ещё одного «Юнкерса». Оказалось, что первый атакованный самолёт, сбив скольжением пламя пожара, на одном моторе тянул на свой аэродром. Можно было бы его атаковать. Однако ведущий скомандовал: «Тезавровский, бей с короткой дистанции по левому. Нужно сбить». Дерзкой атакой с обоих сторон левый ведомый «Юнкерс» был сбит.

Из атаки наша пара вышла под плоскостями у ведущего бомбардировщика, затруднив стрельбу вражескому стрелку. При этом выход из атаки ведущий произвёл так умело, что «Юнкерс», тянувший на одном моторе, снова подвергся нападению и был окончательно добит. Так благодаря согласованным действиям и дисциплине внутри пары были сбиты в одном бою два немецких бомбардировщика.

Отличная слетанность пары истребителей в значительной степени обеспечивает успех её боевых действий.

Капитан И. Шикурин.