Герои публикации:

Сулацков

Конов А. (автор)

Военинженер 3-го ранга А. Конов 
// Сталинский сокол 19.02.1943

Правка коленчатых валов

Коленчатые валы моторов М-100 бракуются обычно в результате износа шеек или прогиба всего вала, выходящего за пределы допуска технологии ремонта, то-есть свыше 0,15 мм.

Прогиб возникает при эксплоатации мотора и является обычно следствием удара винта о препятствие или при разрушении коренных вкладышей, залитых свинцовистой бронзой. В этом случае в коленчатом вале происходит остаточная деформация с прогибом большей частью в одну сторону. Большинство таких валов не удавалось спасти ни методом шлифовки, ни ручным способом.

В настоящее время в автомастерских, где начальником инженер-капитан Сулацков, применяется метод правки коленчатых валов под прессом. Для этого прежде всего на металлической плите и металлических призмах обмеривают и делают метки на каждой шейке со стороны максимального биения. Затем вал устанавливают на две деревянные призмы под вторую и седьмую шейки, а под винт пресса, сверху, на пятую шейку, подставляют третью деревянную призму. Повернув коленчатый вал прогибом вверх по 6-й коренной шейке, устанавливают индикатор, причём стрелка его часов должна стоять на делении – 0. После этого прессом создают нагрузку до стрелы обратного прогиба на 12–15 мм. и в таком положении выдерживают 5–7 мин.

Когда нагрузку с вала снимают, его ставят на металлические призмы на проверочной плите и проверяют биение всех коренных шеек. Если максимальное биение шеек не превышает 0,15 мм., то правка на этом и заканчивается. Если же отклонение хоть на одной шейке больше допустимого, то операция повторяется вновь.

Таким методом мастерские восстановили до 70 коленчатых валов, в дальнейшей эксплоатации которых никаких ненормальностей не наблюдалось. Часть моторов, работавших с выправленными валами, вернулась снова в мастерские после выработки ресурса. При обмере этих же валов выявилось, что у части из них прогиб не выходил за пределы допусков заводской технологии ремонта. Сейчас мы работаем над усовершенствованием способа правки, добиваясь того, чтобы можно было восстанавливать все коленчатые валы, включая и те, где коренные шейки прогнулись в различные стороны.

Военинженер 3-го ранга А. Конов.