Замыслов Николай Павлович

Касаев Андрей Александрович

Лукашевич

Морозко Константин Федорович

Овчаров Илья Давыдович

Столяров Сергей Иванович

Пошехонцев В. (автор)

* * *

Принадлежность:

120 оаэс

Подполковник В. Пошехонцев 

Питание войск в прорыве
// Сталинский сокол 01.03.1942

Сломав мощную линию укреплений на одном из участков фронта, наши войска продолжали развивать прорыв. Среди ударных частей хорошо действовала конная груша. Красные конники дрались в глубине вражеской обороны, а также в тылу немцев.

Подвижность кавалеристов, удаление их от баз снабжения, а также особые условия бездорожья выдвинули перед авиацией задачу снабжения войск продуктами питания и до некоторой степени боеприпасами. Изо дня в день наши летчики совершали рейсы, доставляя конникам все необходимое, поддерживая связь.

Питание войск прорыва в сложных условиях бездорожья и лесистой местности, в условиях хорошо организованной обороны врага впервые за эту войну было поставлено так широко. Наши летчики каждую ночь совершали 30–40 боевых вылетов к передовым частям. Эта работа заслуживает внимания и представляет несомненный интерес. Опыт питания войск в прорыве может быть использован при дальнейшем развитии наступательных действий наших частей.

Для перевозки продуктов и боеприпасов использовались тяжелые транспортные самолеты и легкомоторные. Условия местности не позволили организовать посадочные площадки для тяжелых самолетов. Поэтому груз с них приходилось сбрасывать. Здесь важно учесть два обстоятельства. Прежде всего место сбрасывания в условленные часы необходимо обозначать кострами, а при сигнале «я самолет свой» следует подсветить ракетами. Сама площадка должна иметь обильный снежный покров, который смягчает удар мешков с продуктами, сбрасываемых без парашютов. Опыт показал, что при падении в глубокий снег мешки не только не разрываются, но даже не мнутся хорошо упакованные в них папиросы. Разумеется, лучше сбрасывать продукты с малых высот.

Все это, пожалуй, не ново, и для нас гораздо больший интерес представляет использование легкомоторной авиации.

В отличие от тяжелых кораблей легкомоторные самолеты садятся в расположении передовых частей прорыва. В этом и заключается главное их преимущество. Полет с посадкой дает возможность перевозить разнообразные грузы, позволяет осуществлять связь и, помимо всего, увозить с поля боя раненых.

Выбор площадок для посадок был возложен на представителя ВВП, который находился в группе прорыва. Он же нес ответственность и за все другие организационные мероприятия, связанные с посадкой и выгрузкой самолетов. Таким образом летчики зачастую прилетали на подготовленную площадку, но не всегда. Но раз им приходилось в ночной темноте разыскивать поле для посадки. Об’ясняется это подвижностью войск и необходимостью в одну ночь выбрасывать продукты в нескольких местах.

Посадка при отсутствии площадки – нелегкая задача. Несмотря на это, отдельные летчики производили до 8 посадок за один полет, разыскивая свои войска. Садились они на огороды, маленькие озерки или поляны.

Для перевозки грузов использовались самолеты обыкновенные и специально приспособленные, в которых на плоскостях установлены обтекаемые колпаки, где и помещается груз. Колпак сделан так, что в нем может поместиться человек – это позволяет перевозить раненых.

Иногда легкомоторные самолеты сбрасывали груз, не производя посадки. Делалось это так: по обеим сторонам фюзеляжа на каждую плоскость укладывали по два мешка с грузом и привязывали их обыкновенной веревкой. Один конец веревки закрепляли за распилку, другой, свободный, пропускали под плоскость, затем петлей перетягивали через мешки, вновь пропускали под плоскость и, наконец, закрепляли в кабине штурмана, над целью штурман освобождал конец веревки, закрепленной в кабине, и выбрасывал его наружу. Мешки сползали с крыла в сторону ребра обтекания. Разумеется, на каждую плоскость надо иметь отдельную веревку.

Полеты к передовым частям были сопряжены с большими трудностями. Нашим летчикам приходилось пересекать линию фронта под сильным обстрелом. Разыскивая части, они не раз пролетали над территорией и пунктами, занятыми немцами. Кроме этого от экипажей требовалось умение ориентироваться ночью, производить посадку без огней и даже самим выбирать площадку в темноте. Поэтому была проведена тщательная предварительная подготовка летного состава, которая обеспечила успешное выполнение заданий. Случаев потери ориентировки не было, материальная часть повреждений не имела.

Особенно хорошо проявили себя летчики части т. Лукашевич. Командованием фронта за образцовое выполнение задачи награждены орденом Красного Знамени летчики гг. Овчаров, Касаев, Столяров и штурманы Замыслов и Морозко.

Опыт этой работы показывает, что при насыщенности участка прорыва легкомоторными самолетами можно успешно решать вопросы снабжения и связи даже в сложных условиях лесистой местности. Эти самолеты просты в эксплоатации и не требуют стационарных аэродромов, без которых не может работать тяжелая авиация, особенно зимой.

Подполковник В. Пошехонцев.