Малеев Николай Алексеевич

Порошин Николай Гаврилович

Смирнов Николай Петрович

Пантелеев Николай Семенович (автор)

* * *

Принадлежность:

180 иап

Военинженер 2-го ранга Н. Пантелеев 

Быстрее возвращать самолеты в строй!
// Сталинский сокол 01.03.1942

Как быстрое и лучше восстановить материальную часть? Эта мысль постоянно занимала инженеров и техников. Раньше дефектные детали всегда заменялись новыми. И не все ремонтники быстро научились проявлять сметку в использовании внутренних ресурсов. Некоторые товарищи, работая по-старинке, об’ясняли неисправности материальной части нехваткой запасных деталей. Они ждали, пока им доставят готовенькое.

Основное же ядро коллектива сразу окунулось в боевую обстановку, где трудности приходится преодолевать на ходу.

Инженеры и техники нашей части ввели в строй десятки машин, нуждавшихся в крупно-восстановительном ремонте, чинили пробитые плоскости, бензобаки, узлы шасси, десятки раз меняли моторы и лишь в единичных случаях посылали самолеты на заводской ремонт.

Быстрое восстановление поврежденных самолетов в значительной степени зависит от строгой технической дисциплины, организации рабочего места, правильной расстановки сил. Хорошие результаты дает узкоагрегатная специализация. Люди приноравливаются к определенной работе. Этим значительно ускоряется производственный процесс и повышается качество ремонта. Так, воентехники 2-го Ранга Смирнов и Малеев, воентехник 1-то ранга Порошин в два с половиной раза быстрее предусмотренного срока производят смену моторов. В чем секрет их успеха? Раньше снимая мотор, они снимали выхлопные патрубки, маслобаки, водобачок и т. д., а затем самый мотор. Теперь же сразу снимают мотор и уже на земле освобождают его от основного монтажа; устанавливают они двигатель также комплектно, смонтировав его предварительно на земле. Этот метод не только ускоряет работу, но и сокращает до минимума случаи поломки во время монтажа.

И для многих других видов ремонтно-восстановительных работ, с которыми чаще всего приходилось сталкиваться в полевых условиях, у нас выработались усовершенствованные методы. Самолет совершил вынужденную посадку с убранными шасси. Инженер или техник заранее продумывает, какая техническая помощь требуется. В таких случаях обычно прогибаются лопасти винта, перекашивается водорадиатор, обрываются стяжные ленты, ломаются кронштейны, штуцера. Если лопасти винта погнулись незначительно, их можно исправить в холодном виде: автомобильным домкратом и обыкновенной кувалдой. Были стучаи, когда пулевые пробоины заделывали алюминиевыми заглушками и даже заваривали выбоины кромок и наваривали концы лопасти на 1–2 сантиметра. Винты посла ремонта работали вполне удовлетворительно. Неплохо устраняют наши техники перекосы водородиатора. Здесь на помощь тоже приходят домкрат, стяжные ленты, тросы. Отремонтированный радиатор следует испытать под давлением 0,5 атмосферы. Места, где обнаружена течь, запаять и установить радиатор на самолет. Корзинку радиатора мы восстанавливаем, усиливая ребра железными угольниками. Все алюминиевые детали (трубки масло-, бензо — и водосистомы, баки и т. д.) восстанавливаем, накладывая латки с отбортовкой, которая затем проваривается. Неплохо научились заваривать трещины ушек крепления траверс ног шасси, но при этом необходимо обезопасить уплотнительные манжеты, иначе они могут сгореть, и давление в цилиндре не будет выдерживаться. Хорошо высушив манжеты, их легко вставить вместе с кольцами на прежнее место. Маслорадиаторы мы паяли сплавом из 50 процентов олова и 50 процентов свинца. Если из-под фланцев у штуцеров обнаруживается течь масла, надежнее всего напаять латунные латки. Проверяются радиаторы в воде под давлением.

При эксплоатации машины встречаются трещины у лонжеронов в местах соединений с центропланом. Как всегда, здесь выручают сметка, творческая выдумка техников. Не снимая узла и не расстыковывая плоскостей, сначала заливаем трещину казеиновым клеем, затем сжимаем это место струбцинами и, чтобы усилить его, с одной стороны приклеиваем десятимиллиметровую фанеру. Отремонтированная нами таким образом машина налетала свыше 100 часов, и лонжероны ни разу не подводили.

После посадки с убранными шасси особое внимание надо обращать на нагнетатель, который зимой при такой посадке забивается снегом, а летом – землей. Если не вычистить нагнетатель, он при первом же запуске выйдет из строя.

Из опыта мы убедились, что и полевых условиях своими силами всегда можно в сжатые сроки восстановить любой самолет. Мы можем и должны продлить жизнь боевых машин.

Военинженер 2-го ранга Н. Пантелеев.