Макеев Константин Сергеевич (автор)

Майор К. Макеев 

Готовить аэродромы к распутице
// Сталинский сокол 04.03.1942

Весна – серьезная пора в жизни наших аэродромов. С таянием снега большая часть летных полей приходит в состояние, мешающее боевой работе авиации. Поэтому сейчас же надо позаботиться о том, чтобы это обстоятельство не сказалось отрицательно на действиях ВВС.

Чтобы подготовить аэродромы к эксплоатации в период таяния снега, необходимо провести заблаговременно ряд мероприятий. Надо прежде всего установить характеристику аэродромов: их грунт, как они быстро просыхают, и в зависимости от этого определить работу по подготовке летных площадок. Нужно выяснить поверхность дернового покрова – многолетние ли это травы, или нет. Необходимо также установить точно рельеф местности. При выборе тех или других мероприятий следует исходить из оперативных задач аэродрома.

На основных, узловых аэродромах, отвечающих всем тактико-техническим требованиям, надо оборудовать взлетно-посадочные полосы. Их нужно намечать исходя из направления господствующих ветров, тщательно очистить от снега. Такую подготовленную полосу следует затем покрыть слоем шлака, щебня, гравия или песка. Засыпка шлаком взлетно-посадочной полосы должна производиться не по мерзлому грунту, а по оттаявшему, чтобы при ее укатке шлак соединился с грунтом и образовалась крепкая корка. В противном случае шлак, не соединившись с грунтом, от силы вращения винта будет выбрасываться, что может привести к аварии.

Оборудовав полосу, необходимо за ней тщательно следить, поддерживать ее в образцовом состоянии, систематически выравнивать образующиеся выбоины, укатывать и утрамбовывать. Не исключена возможность бомбардировки противником аэродрома. В этом случае надо быстро уметь заделывать воронки от авиационных бомб.

Если аэродром не располагает строительными материалами, рекомендуется провести укатку взлетно-посадочной полосы добиваясь большой плотности. Чтобы сохранить эту полосу с наступлением весенних солнечных дней, необходимо тщательно покрыть ее соломой или снегом, предотвратив таяние укатанного снега. Пока действует эта зимняя площадка, параллельно с ней надо готовить летнюю: очищать взлетно-посадочную полосу от тающего снега, не допускать раскисания площадки от талых вод, содействовать быстрейшему просыхают аэродрома.

Это будет половиной дела, если не позаботиться одновременно о подготовке под’ездных путей к аэродрому. Подвозка боеприпасов, горючего должна производиться бесперебойно. Необходимо для этого содержать в исправности близлежащие дороги, под’емы, спуски.

Работа, по подготовке аэродромов к весне должна быть организовала хорошо, необходимо правильно расставить автотракторный парк, рабочую силу. Здесь нужна быстрота, всякая затяжка в этом грозит срывом выполнения боевой задачи. Работа по завозу материалов должна производиться круглосуточно, в особенности ночью, используя для этой цели заморозки.

Подготовка аэродромов к весне не есть только обязанность аэродромных отделов ВВС фронта. Весь личный состав авиачастей и в особенности партийные и комсомольские организации должны принять в этом деле самое активное участие. Чем скорее аэродром будет готов к работе в период весенней распутицы, тем успешнее будут разрешены нашей авиацией боевые задачи по разгрому врага.

Майор К. Макеев.
Действующая армия.