Передовая статья 

Организаторские способности командиров
// Сталинский сокол 04.03.1942

В тысячах сражений командир Красной Армии проявил себя, как умелый и авторитетный руководитель воинской части и подразделения.

Неусыпная забота партии Ленина–Сталина о воспитании командного состава Красной Армии дала свои плоды: в годину войны с опасным и сильным врагом наш командир оказался на высоте своего призвания. Восемь месяцев отечественной войны показали, что мы обладаем великолепными командными кадрами.

Твердое и искусное руководство командиров Красной Армии, их организаторские способности нашли свое яркое выражение в наступательных боях, которые ведут наши войска на главных участках советско-германского фронта около трех месяцев. Гениально разработанный товарищем Сталиным план разгрома немецко-фашистских войск под Москвой был блестяще проведен советским генералитетом. Организаторские способности начальствующего состава нашей армии почувствовали гитлеровские захватчики на своей спине и под Ростовом, Калинином, Тихвином, Старой Руссой. Далеко за пределами Советского Союза стали известны имена генералов тт. Жукова, Рокоссовского, Белова, Говорова, Курочкина, Морозова и многих других.

Командиры частей Военно-воздушных сил Красной Армии в трудных условиях борьбы с численно превосходящим противником, с врагом, использовавшим преимущество внезапности нападения, с честью выполняли долг перед родиной! Не только в отдельных воздушных боях, но и в целых операциях благодаря смелости, инициативе, организаторскому таланту наших командиров мы во-время обнаруживали слабые места противника, умелой тактикой достигали равновесия и превосходства. Таких отличных командиров–организаторов, как подполковник Витрук, подполковник Юдаков, майор Кочеванов, подполковник Беркаль, майор Метелкин, наша авиация имеет очень много, их боевой опыт достоин самого широкого распространения.

Еще большего напряжения творческой энергии требует от командира авиационной части современный этап отечественной войны.

«Презирая действия, носящие отпечаток робости, вялости, излишней расчетливости и предусмотрительности, он старался возбудить в войсках решительность и смелость» – рассказывает суворовский ученик Денис Давыдов о своем учителе.

Командир авиационной части обязан всемерно заботится о поддержании наступательного духа, решительности и смелости у своих подчиненных. Вялость пассивность чужды Красной Армии. Наносить врагу удары тогда и там, где он их не ожидают, не давать ему ни отдыха, ни срока, ни передышки!

Командир части обязан добиться, чтобы его штаб и командиры подразделений все усилия сосредоточили на выполнении боевого приказа. Все для выполнения приказа, все для победы! Командир должен сделать так, чтобы шофер, заводя мотор бензозаправщика, сознавал: «Это нужно для боя», чтобы телеграфист, выстукивая на аппарате приказ, помнил: «Это необходимо для победы», чтобы синоптик, собирая данные о погоде, думал: «Это важно для успеха операции»... Всеобщая собранность и мобилизованность подразделения, полка, дивизии – важнейшее условие для осуществления замысла командира.

Враг еще силен. Чем больше ударов и поражений мы ему наносим, тем изощренней становится он в изобретении новых, коварных приемов. Командир обязан постоянно, с пристальным вниманием следить за поведением противника, чтобы не только своевременно разгадать его тактику, но и во-время противопоставить ей свою собственную, гибельную для врага и победную для наших летчиков. Опыт каждого воздушного боя, бомбардировочного налета или штурмовки должен быть тщательно анализирован командиром. Командиру нужно быть в курсе боевого опыта других частей. Все новое в тактике врага должно быть своевременно учтено. Все новое в тактике наших летчиков–передовиков и лучших частей командир должен изучить и смело применить в боевой практике собственной части то, что может быть в данных конкретных условиях полезно для победы. Кто пытается строить свои оперативные или тактические замыслы по каким-то заранее данным, отвлеченным схемам, тот неизменно проигрывает. Лев Толстой в «Войне и мире» дал гениальный портрет одного из представителей немецкой школы военных начетчиков, генерала Пфуля. Сей ученый муж предполагал, что на все случаи жизни имеется готовый рецепт диспозиции.

Наш командир должен помнить замечательный совет великого полководца и одного из крупнейших военных теоретиков-марксистов М. В. Фрунзе: «Все может быть хорошо в свое время и на своем мосте, и искусство военначальника должно проявляться в умении из множества разнообразных методов и средств избрать в каждом данном случае наиболие подходящий».

Командир в ходе операции является исполнителем воли и замыслов высших командиров и штабов. От него требуется четкое, последовательное, настойчивое исполнение полученного приказа. Исполнительность – лучшее качество командира. Нужно ли говорить, что это не предполагает отказа от инициативы, от самостоятельности в решениях, которые могут потребоваться ежечасно, в силу изменившихся условий, перед лицом новой, неожиданно сложившейся обстановки?..

Командир Красной Армии обязан, зная задачу, поставленную высшим командованием, принимал, ответственные решения, диктуемые требованиями обстановки и необходимые для победы.

Авторитет командира – одно из важнейших условий высокой боеспособности части. Достаточно присмотреться к жизни наших лучших полков, чтобы увидеть, что во главе их стоят командиры, которые сумели завоевать глубокое уважение и любовь всего состава части. Личная смелость и ответа, мужественное и беззаветное служение родине, беспредельная преданность партии Ленина–Сталина – вот что является источником обаяния этих командиров, вот что сделало их любимцами летчиков. Товарищ Сталин писал о Григории Котовском: «Я знал тов. Котовского, как примерного партийца, опытного военного организатора и искусного командира. ...Храбрейший среди скромных наших командиров и скромнейший среди храбрых...». В этих нескольких словах содержится не только характеристика славного героя гражданской войны, но и определение тех черт и свойств, которыми должен обладать командир Красной Армии.

В приказе 23 февраля 1942 г. Народный Комиссар Обороны товарищ Сталин говорит: «Теперь судьба войны будет решаться не таким привходящим моментам, как момент внезапности, а постоянно действующими факторами: прочность тыла, моральный дух армии, количество и качество дивизий, вооружение армии, организаторские способности начальствующего состава армии».

Товарищ Сталин выдвигает в качество одного из постоянно действующих факторов, решающих судьбу войны, «организаторские способности начальствующего состава армии».

Этим снова подчеркнута роль командира, как организатора победы.

Теперь, когда немецкая армия, утратив преимущество внезапности, очутилась перед катастрофой, наступление Красной Армии будет развиваться с нарастающей силой.

Советской авиации предстоит сыграть на этом этапе отечественной войны важнейшую роль.

Враг судорожно цепляется за каждый рубеж, чтобы отдалить день своего разгрома. Надо выгонять его из блиндажей и ДЗОТ’ов. Это – дело авиации совместно с наземными войсками.

Враг подтягивает подкрепления из глубокого тыла, чтобы заткнуть прорехи своей обороны. Надо бить эти подкрепления еще до того, как они развернутся. Это – дело авиации.

Враг, отступая, старается уводить свои силы, вооружение, боеприпасы. Надо отрезать ему пути отхода, и сделать это должна авиация.

Враг пытается создавать группировки для контрударов. Надо своевременно их обнаружить, нанести им урон. Сделает это авиация.

И можно быть уверенным, что в осуществлении всех этих задач наступления наш авиационный командир проявит такие организаторские способности, которые необходимы для полной победы Красной Армии над фашистскими оккупантами.