Герои публикации:

Комков Н. (автор)

Военинженер 1-го ранга Н. Комков 

Эксплоатация моторов на разжиженных маслах
// Сталинский сокол 06.03.1942

Эксплоатация винтомоторной группы самолетов в зимних условиях, особенно в районах с очень низкими температурами, вызывает ряд затруднений в подготовке и запуске мотора.

Применение низкозастывающих масел марки МЗС обеспечивает эксплоатацию моторов до температур окружающей среды порядка минус 20°С. При более низких температурах мотор требует частых прогревов, на что непроизводительно затрачивается моторесурс. Кроме того, загустевшее масло при запуске мотора зачастую вызывает разрыв петрофлексов магистрали.

Чтобы облегчить эксплоатацию винтомоторной группы и сократить время подготовки к вылету, рекомендуется при низких температурах окружающей среды производить запуск моторов на маслах, разжиженных бензином. Для этого можно применять любой бензин, а при необходимости и смешанный с продуктом Р-9.

Практически принято летные масла типа МС и МК разжижать бензином, начиная с температур окружающего воздуха порядка минус 5°С, а масла МЗС – ниже минус 15°С. В этом случае масло загустевает при температуре окружающего воздуха минус 30°С, а потому масло при этой температуре необходимо сливать из системы.

Следует отметать, что при разжиженном масле время между прогревами удлиняется примерно в два раза. К тому же при запуске ликвидируется разрыв петрофлексов.

Разжижение масел производится в следующих пропорциях: для масел МС и МК добавляется 12,5 процента бензина, а для масла МЗС – 8 процентов по об'ему. Практически количество необходимого бензина определяют путем деления оставшегося в системе масла в литрах в первом случае на семь, а во втором случае на 11.

Например, для разжижения 42 литров масла нужно добавить: в первом случае 42:7=6 литров, во втором случав – 42:11=3,8 литра.

Порядок разжижения масла следующий.

После полета определяется количество оставшегося в маслосистеме масла. Замер масла следует производить в маслобаке заранее оттарированной линейкой, учитывающей масло, имеющееся в картере и маслорадиаторе. Линейку эту следует изготовить на месте. Тарировка ее производится для бомбардировщиков через каждые 10 литров, для истребителей и штурмовиков – через каждые 5 литров. Нижняя отметка на линейке указывает количество масла, залитого в маслосистему до маслобака.

Зная, сколько осталось в маслосистеме масла, можно подсчитать, какое количество бензина следует залить. Бензин заливается непосредственно в маслобак при температуре масла 30°–50°С.

После заливки бензина, чтобы он лучше перемешался с маслом, нужно в течение четырех минут проработать на режиме 700—900 об/мин., а затем, повысив обороты до эксплоатационных, произвести 2—3 переключения винта. Сбавив газ, остановить мотор и перед вылетом дозаправить систему свежим маслом.

Перед запуском моторов, работающих на разжиженных маслах, зашприцовка коленвала и маслофильтров не производится.

Моторы в этих случаях прогреваются следующим образом: для моторов АМ-35А – две минуты работы на режиме 500–700 об/мин., для М-105 – на режиме 900—1200 об/мин. и для М-88 – на режиме 600—900 об/мин.

Плавно увеличивая обороты коленвала, нужно следить, чтобы мотор работал без перебоев и давление в масломагистрали не превышало: для АМ-35А – 12 кг/см2, для М-105–11 кг/см2 и для М-88–9 кг/см2. При этом на температуру масла можно не обращать внимания. Перевод мотора на режим полного газа производить лишь в том случае, когда температура охлаждающей жидкости будет на уровне взлетного режима.

Может случиться, что давление масла в главной магистрали вначале будет на 0,5—1,0 кг/см2 ниже допустимого. Это не должно смущать работников, так как практически установлено, что через 20–30 минут полета давление восстанавливается.

На режиме малого газа допускается минимальное давление масла порядка: для АМ-35А – 2 кг/см2, для М-105–1 кг/см2 и для М-88 – 3 кг/см2.

Изложенный способ эксплоатации моторов вполне оправдал себя и смело может быть заимствован техническим составом частей ВВС.

Военинженер 1-го ранга Н. Комков.