Анищенко

Бакан

Бондаренко Емельян Григорьевич

Голуб

Киреев

Кожняков Яков Федорович

Макарцев Иван Сергеевич

малышев

Надточеев

Чантурия

Резников Марк Ефимович (автор)

М. Резников 

Второе рождение самолета
// Сталинский сокол 06.03.1942

Самолет возвращался с боевого задания. Люди, стоявшие на аэродроме, заметили неладное: машина быстро теряла скорость, с каждым мгновением расстояние до земли становилось все меньше, а летчик не выпускал шасси.

Самолет сел на «живот».

Осматривая повреждения, техники тут же обдумывали план восстановления машины.

Воентехник 1 ранга Малышев собрал работников своей передвижной ремонтной мастерской.

– Трудное дело нам предстоит, товарищи. Машину надо починить здесь.

В мирное время такую машину отправили бы на завод. Сейчас об этом и думать было нельзя.

Срок установили жесткий: пять суток. Принялись за дело. Самолет подтянули на опушку рощи, накрыли брезентом, провели свет от аккумуляторов.

Разыгралась непогода. От мороза и пронизывающего ветра коченели руки, застывало тело. Но надо было в срок вернуть машину в строй. Никто не покидал своего поста ни днем, ни ночью.

Возникало много трудностей, почти неразрешимых. Но каждый раз люди мастерской сообща находили решение. На 30-градусном морозе замерзал коей, невозможно было скрепить фанерные части машины. Подумав, ремонтники решили заменить фанеру дюралем.

В назначенный день восстановленный самолет вырулил на старт. Ремонтники Малышева проводили в боевой путь уже пятнадцатую машину, возвращенную к жизни их руками.

Мужественно и самоотверженно работает небольшой коллектив ремонтной мастерской. Нет специального помещения для ремонта, иногда нехватает инструмента. Но никогда это не служило помехой.

Когда летчик Чантурия после боя с несколькими вражескими истребителями вынужден был посадать машину вдали от своего аэродрома, к нему на помощь поспешили помощник начальника мастерской воентехник 2-го ранга Макарцев и ремонтники Анищенко и Киреев. Четыре дня и четыре ночи Макарцев со своими подчиненными восстанавливали машину. Они за несколько километров тащили на себе детали, требовавшие сварки, чинили части прямо в поле.

Заново рожденная машина снова стала боеспособной.

Многое можно рассказать о замечательном мастере ремонта самолетов Емельяне Григорьевиче Бондаренко и его боевых товарищах Надточем, Голубе и Бакане. Они за время войны вернули в строй около 50 самолетов. Это Бондаренко в течение отремонтировал поврежденную машину, когда немцы были в 25 километрах от аэродрома.

Однажды в часть пришло сообщение, что на самолете летчика Кожнякова погнут винт. На место выехал товарищ Бондаренко с группой ремонтников. Запасных винтов в то время не было, а время не ждало. Посовещался Бондаренко с товарищами. Каждый предложенный способ был связан с большими трудностями. Но вот бригадиру пришла мысль, которую одобрили все.

Мастера спилили дубовое бревно, разрезали его пополам и накинули на обе половины петли из металлического троса. Надев расщепленное бревно на погнутую лопасть винта, Бондаренко вставил между деревом и выпуклой стороной лопасти обыкновенный автомобильный домкрат. Натянулись тросы и лопасть подалась. Когда выпрямили ее, винт проверили. Он вновь действовал отлично. После этого Бондаренко несколько раз применял такой способ.

Ему же принадлежит и способ заделки пробоин в винте. Для этого он использует пришедшие в негодность лопасти, вырезает пластинки, вставляет их в пулевые отверстия, а потом запрессовывает и зачищает.

Работа ремонтников трудна и сложна. Они отдают ей все силы и знания, вкладывают в свой труд много выдумки. Они с готовностью идут навстречу трудностям. И лучшим вознаграждением для них служат десятки возрожденных для боевой работы машин.

Западный фронт.
М. Резников.