Герои публикации:

Архангельский А.

Военврач 1-го ранга А. Архангельский 

Летная педагогика
// Сталинский сокол 06.03.1942

Роль наземно-тренировочной аппаратуры в подготовке кадров квалифицированных пилотов

В газете «Сталинский Сокол» была помещена заметка о способах и методах обучения летного состава в Америке, в частности об аппаратуре, эксплоатируемой при наземном обучении.

В летном деле наглядность при обучении играет большую роль. Курсант в полете иначе мыслит и действует, чем на земле. На него воздействуют эмоциональный фактор, быстрая смена впечатлений, иногда не позволяющие ему точно и ясно проанализировать целую сумму фактов. Вследствие этого курсант нередко упускает очень важные детали, в лучшем случае – плохо отрабатывает их. Это отражается на качестве посадки, вызывает недостаточно четкую скоординированность на виражах, неправильное манипулирование рычагами, растерянность в сложных условиях и т. д.

Использование при наземном обучении курсантов специальной аппаратуры, метод наглядности в учебе прекрасно помогают бороться с этими явлениями. Так, в нашей школе была создана аппаратура, позволявшая курсанту воспитывать и тренировать скоординированность движений, видеть изменение пространственного расположения кабины в зависимости от действия рычагов управления. Кроме того, в школе организовали изучение района своего аэродрома не по карте, а по точной картине (панно), изображающей этот район с высоты 1.500 метров. Нам удалось также практиковать спуски с горки, представлявшие точную проекцию посадки самолета. В результате данные, получаемые в воздухе у натренированных курсантов, резко отличались от данных курсантов, не прошедших этой тренировки.

Для первых все детали полета были проанализированы, разложены на составные части и в воздухе не являлись неожиданными; вторым весь процесс казался новым, ускользали отдельные детали, превалировала пассивность над активностью.

Использование наглядных пособий при обучении будущих пилотов позволило сократить процент отсева по летному несоответствию, резко снизилось количество происшествий.

К сожалению, полезное дело трудно было развить из-за несовершенства аппаратуры, ее недостаточной динамичности, но опыт, полученный нами, наглядно показал огромное значение наземно-тренировочной аппаратуры в создании и совершенствовании летных кадров.

Перед летной педагогикой открываются интереснейшие перспективы в области использования тренировочной аппаратуры, в частности кино. Опыт Америки должен быть широко известен летным педагогам. Полезно всячески пропагандировать успехи в этой области.

Военврач 1-го ранга А. Архангельский.