Кудинов Алексей Васильевич

Петров Евгений Дмитриевич

Силантьев Виталий Васильевич

Топтыгин Яков Петрович (автор)

* * *

Принадлежность:

172 иап

Майор Я. Топтыгин 

Истребители штурмуют передний край обороны врага
// Сталинский сокол 08.03.1942

Штурмовые действия истребительной авиации по переднему краю обороны противника существенно отличаются от обычных штурмовых ударов в глубине обороны или по движущимся войскам.

Прежде всего, здесь нет больших скоплений, колонн, цели рассредоточены и замаскированы. Кроме того, перед летным составом стоит дополнительная ответственная задача: очень точно определить передний край и найти наиболее уязвимую цель.

В феврале Н-ская часть много работала исключительно по переднему краю немецкой обороны и имеет некоторый опыт.

Вылету на штурм предшествовало тщательное изучение местности, характерных ориентиров и данных наземной разведки о расположении огневых средств и оборонительных сооружениях.

Изучение необходимо проводить на картах крупного масштаба. Летчики предварительно должны слетать в этот район, разведать его и ознакомиться с местностью. После постановки задачи необходимо тщательно проверить ее усвоение.

Выпускались на задания, как правило, звенья с интервалом 10—15 минут. Такая организация обеспечивает хорошую маневренность, внезапность удара. Кроме того, помимо прямого эффекта уничтожения, продолжительное время штурма изматывает противника, тем более, что в момент атаки с воздуха орудийная и минометная прислуга разбегается.

В условиях воздушной опасности высылали по 2 звена или девятку: одно звено штурмует, второе прикрывает; звенья последовательно чередуются.

Особенно хорошие результаты показали старший лейтенант Е. Петров, лейтенант А. Кудинов, младший лейтенант В. Силантьев, водившие звенья в штурмовые атаки.

Тов. Петров, получив задание, тщательно проработал его сам, а затем со звеном.

Первый раз подошел к цели на высоте 1000 метров, с первого захода точно цель определить не смог, так как в том районе раньше не работал. Помогли наземные войска, выпустившие серию ракет в сторону противника. Атаку производил с 800 метров, сбросив бомбы на оборонительные сооружения – ДЗОТ и блиндажи, из пулеметов и пушек обстрелял пулеметные и минометные точки. В течение дня звено сделало 5 вылетев. Разрушено 3—5 ДЗОТ’ов и блиндажей, выведены из строя 6 орудий и 3 пулеметных точки.

Тон. Кудинов, уже летавший в этом районе, цель нашел с первого захода и атаковал вдоль фронта с небольшим углом в сторону противника, причем линию наших войск и противника т. Кудинов определял по дорогам к населенным пунктам. У конечных населенных пунктов обеих сторон оканчиваются дорога, и на территории между линиями обороны видны только небольшие тропки.

Работа по переднему краю обороны вызвала к себе большой интерес среди летного состава. Большое значение при атаке переднего края имеет взаимодействие с пехотой, которая сигнальными ракетами показывает направление атаки, а полотнищами обозначает границу своих войск.

Для организации взаимодействия командир подразделения лично выезжал в штаб наземной части, где были разработаны все детали атак, включая и элемент времени.

При наступлении наших войск атаки переднего края расчленяем по рубежам и времени, последовательно перенося удары в глубину от передовой линии.

Умелая и четкая организация, хорошо налаженное взаимодействие с наземными войсками дают возможность эффективно использовать истребительную авиацию для работы по переднему краю вражеской обороны.

Майор Я. Топтыгин.