Пивнюк Николай Владимирович

Щеглов Степан Степанович

Яковлев Федор Иванович

Чучев Григорий Александрович (автор)

* * *

Принадлежность:

128 авп

Майор Г. Чучуев 

Бомбардировщики над полем боя
// Сталинский сокол 11.03.1942

Прежде чем встретиться с непосредственной полосой обороны противника, наступающие наземные войска преодолевают сложную систему инженерных заграждений, хитроумную сеть искусственных препятствий, строящихся с учетом использования естественных преград. Кроме того, как показал опыт наступательных боев Красной Армии, немцы стараются использовать в качестве узлов сопротивления каждый населенный пункт. Естественно, что нашим наземным войскам приходится под огнем врага брать труднейшие препятствия, ломать отчаянное сопротивление фашистов, зарывшихся глубоко в землю, засевших в сильно укрепленных пунктах.

Содействовать наземным частям в прорыве укрепленной полосы врага, подавлять и уничтожать его ДОТ’ы, ДЗОТ’ы и огневые позиции, – такова задача всей авиации. действующей над полем боя, особенно же бомбардировочной. Только таким путем может быть достигнуто эффективное взаимодействие авиации с пехотой, кавалерией, артиллерией, всеми другими родами наземных войск.

В подавляющем большинстве случаев бомбардировочная авиация с успехом выполняет задачи, возлагающиеся на нее общевойсковым командованием по поддержке наземных частей. Действуя в сложных условиях узкой, быстро перемещающейся линии фронта, бомбардировщики умеют находить тщательно замаскированного врага и наносить по его скрытым укреплениям сокрушительные удары. Примеров отличного эффективного взаимодействия летчиков-бомбардировщиков с наземными войсками только из опыта нашей части можно привести много.

Звену лейтенанта Яковлева была поставлена задача подавить огневые точки противника в одном пункте. Позиции наших войск подходили очень близко к немецким, и при неудовлетворительной организации могла быть опасность нанести ущерб своим частям. Но наземное командование отнеслось к делу со всей серьезностью. Своевременно выложенные опознавательные знаки указали летчикам не только рубеж безопасности для своих войск, но и давали понять, каким именно частям на этом участке мешают артиллерия и пулеметы. Это помогло экипажам определить, где должны быть расположены вражеские огневые точки. Выйдя на цель, штурман лейтенант Щеглов, а вслед за ним экипажи ведомых кораблей одним бомбовым залпом в прах разнесли сараи, и которых засели фашистские артиллеристы и пулеметчики, и этим помогли наступающей пехоте овладеть населенным пунктом.

С большими трудностями встречаются летчики, когда им дается задание найти месторасположение наших подвижных частей, действующих в тылу у врага. Рассмотреть с воздуха, а тем более определить принадлежность войск очень трудно. Если наземные части не будут сами содействовать авиации, то работа летчиков может оказаться бесплодной.

Летчикам нашей части недавно пришлась встретиться с такой задачей. Командир звена лейтенант Пивнюк отлично выполнил задание именно потому, что разыскиваемые части, заметив в районе своего расположения кружащийся советский самолет, немедленно выложили хорошо видимые опознавательные знаки.

Однажды наша часть получила задание уничтожить немецкую артиллерию, обосновавшуюся на очень удобной, тщательно замаскированной позиции и сильно мешавшую действиям наших артиллеристов. Для того, чтобы помочь летчикам обнаружить цель, артиллеристы дали несколько залпов по фашистской батарее. Заметив разрывы снарядов, экипажи внимательно присмотрелись к участку и по ряду признаков обнаружили гнездо орудий. В результате бомбардирования с воздуха фашистская батарея была разгромлена.

Аналогичных примеров можно привести очень много. Они служат лучшим свидетельством высокой эффективности взаимодействия бомбардировщиков с наземными войсками на переднем крае. Но по этим же фактам можно судить и о том, как важна постоянная четкая и умелая организация их боевого взаимодействия.

Бывают отдельные случаи, когда штаб, передав приказ бомбардировщикам о нанесении удара по ой или иной цели на переднем крае, не получает от наземной части ясного обозначения рубежа безопасности. Легко себе представить положения летчика скоростной машины, когда он появляется над полем боя, где позиции наших и вражеских войск разделяются узкой полосой в 200—300 метров. Ошибка в расчете на 2—3 секунды может привести к роковым последствиях. Если при этом наши части не выложат опознавательных знаков, экипаж теряет уверенность и, естественно, уходит на бомбардирование запасной цели, не выполнив основного задания. Четкое обозначение зоны безопасности своих войск является одним из основных условий эффективного взаимодействия бомбардировщиков с наземными частями.

Для того, чтобы добиться обязательного выполнения боевой задачи летчиками, во всех случаях обеспечить прочное взаимодействие с землей, нужно, чтобы штабы, ставя задачу, точно указывали место и характер цели, время нанесения удара, направление захода на цель, гарантирующее безопасность для своих войск, и сигналами ясно обозначали передний край. Обязательное выполнение этих элементарных требований поможет нам осуществить еще более тесное взаимодействие с основными родами оружия и добиться максимальной эффективности действий бомбардировочной авиации над полем боя.

Майор Г. Чучуев.