Шатаев Константин Николаевич (автор)

* * *

Принадлежность:

154 иап

Военинженер 3-го ранга К. Шатаев 

Освоение самолетов «Томагаук»
// Сталинский сокол 11.03.1942

Наша, часть получила истребители «Томагаук». Надо было в кратчайший срок освоить боевую машину. Все силы, весь опыт и сметку мы вложили в работу.

На первых же шагах пришлось заменить спирто-касторовую смесь: при низких температурах она в гидросистеме шасси замерзала; мы заменили ее спирто-глицериновой, на которой самолеты работают по сей день.

В процессе освоения встретились мы на одной из машин с явлением разрушения шестерен привода электрогенератора. Восстановление шестерен требовало бы много времени, а война не ждет. Мы решили снять генераторы и питание электроэнергией установить от аккумуляторов. Чтобы за аккумулятором был больший контроль, особенно за степенью его зарядки, мы в кабину на место амперметра, который после снятия генератора стал ненужным, перенесли вольтметр. Он был установлен раньше сбоку мотора. Перестановка вольтметра в кабину дает возможность летчику контролировать степень зараженности аккумуляторов перед каждым вылетом, причем проверка может производиться под нагрузкой: для этого точно включить посадочную фару.

Однажды мы обнаружили течь масла. Это навело нас на мысль, что низких температур радиатор «Томагаука» может не выдерживать. Действительность подтвердила, наши предположения. Тогда мы стали после остановки мотора сливать масло из радиатора и откачивающей системы. Дренаж маслобака сделали прямым, вывели его не в общедренажный коллектор, а прямо под фюзеляж. Этим самым ликвидировали выбивание масла из маслобака.

При перебазировании мы не всегда располагаем достаточными запасами гликоля. В этих случаях мы используем антифриз В-2. Практика доказала, что при низкой температуре (минус 15° С и ниже) моторы Аллисон вполне можно эксплоатировать на антифризе.

Основная задача состоит теперь в том, чтобы уметь быстро восстанавливать эти самолеты. Опять-таки при перебазировании бывают затруднения в обеспечении запчастями. Но ведь это не снимает с нас ответственности за простои машин. В нашем авиационном арсенале есть много заменителей, вполне кондиционный, для самолета «Томагаук». В частности, например, камеры 750x250 хорошо подходят на обод колеса «Томагаука» и т. д.

Близятся весна и лето. Как будет вести себя мотор «Томагаука» в летних условиях, сейчас сказать трудно. Конечно, в весенне-летний период наша работа значительно облегчится.

Военинженер 3-го ранга К. Шатаев.