Захребетков Иван Ильич

И. Захребетков 

Предвесенняя работа на аэродроме
// Сталинский сокол 11.03.1942

Близятся весна. Уже сейчас нужно заняться подготовкой аэродромной сети к нормальной эксплоатации в весенних условиях.

Особенно большие работы предстоит выполнить на аэродромах с жестким покрытием и песчаными грунтами. Очистку снега следует производить на полосах длиной 1200 метров и шириной 120—150 метров. Особое внимание надо обратить на то, чтобы очищенные полосы не подвергались заносам при поземках и метелях. Вместе с тем должны быть приняты меры для ускорения таяния снега на летном поле. Обычно с этой целью снежный покров посыпается специальными веществами, поглощающими солнечную тепловую энергию (так называемыми абсорбентами) или понижающими температуру снеготаяния (реагентами). В качестве абсорбентов используются пыль каменного угля, измельченный древесный уголь, фосфоритная мука, местный почвенный грунт, торфяная пыль и печная зола, а реагентов – сильвинит или калийная соль.

Положительный эффект дает также рыхление снега; производится оно дисковыми боронами, боронами «зиг-заг», лопатами и кирками. После того как все подготовительные работы на аэродроме произведены, нужно отвести талые воды за пределы его.

Как правило, на летном поле сооружаются две полосы. Размеры их должны быть не менее 1200х200 метров для ускоренного снеготаяния и 1200x300 метров для замедленного снеготаяния. Одна из полос располагается на южном и юго-западном скате. Обработка ее ведется путем ускорения таяния снега. Другая полоса выбирается на северном и северо-восточном скате. Обрабатывается она иным способом. За месяц-полтора до начала оттепели под уплотненный снежный покров вносится теплоизоляционный материал.

В качестве теплоизолятора используются опилки, сенная труха, мякина, солома, камыш и другие материалы, имеющие светлую окраску. Вносить их под снег лучше всего в два приема, с таким расчетом, чтобы общая толщина насыпанного слоя составляла 10—15 миллиметров.

Рулежные дорожки и стоянки самолетов обрабатывайся так же, как и полосы.

И. Захребетков.