Герои публикации:

Морозов А.

Штурман эскадрильи старший лейтенант А. Морозов 

Как поступить при потере ориентировки
// Сталинский сокол 13.03.1942

Потеря ориентировки в зимних условиях случается гораздо чаще, чем летом. Снежный покров скрывает линейные ориентиры и делает однообразным весь фон. Такой хороший ориентир, как река, зимой теряет всю свою ценность, характерные контуры населенных пунктов трудноразличимы. Отражение от снега делает зеленую поверхность блестящей, зрение утомляется.

90 проц. случаев потери ориентировки происходит в районе цели или при встрече с истребителями противника. Бомбардировщик начинает маневрировать, все внимание штурмана сосредоточено на истребителе, он отрывается от компаса, карты, от наблюдения за землей. Если летчик уводит самолет в облака, то штурман, особенно при ведении огня, не следит за высотой облачности, не записывает время захода в облака или то время, когда начал менять курс.

При противоистребительном маневре штурман не успевает также учесть расчетное время, тем более, что маневр, как правило, происходит на повышенной скорости. Иной раз штурман думает, что он идет, скажем, 30 минут, а в действительности – меньше, так как скорость, особенно вначале, была повышенная.

Зачастую теряют ориентировку и потому, что штурман, вылетая на задание, не берут с собой метеосводку, не знает погоды в разных районах.

Что же надо делать штурману, если ориентировка потеряна? Прежде всего надо твердо запомнить следующее: если от цели уходил на бреющем полете, то надо обязательно набрать высоту (разумеется, в зависимости от облачности). Нужно учитывать также и время суток. Утром и в сумерки, когда земля затянута обычно морозной дымкой, лучшая высота для обзора 1000—1500 м, днем лучшая высота 800—1000 м.

Штурман обязан знать, где примерно он потерял ориентировку. Если он считает, что ориентировка потеряна за линией фронта на вражеской территории, то надо сразу брать курс на свою территорию и лететь столько времени, сколько летел от аэродрома до цели. Если за это время восстановить ориентировку не удалось, штурману следует отметить в бортжурнале время, когда он обнаружил, что ориентировка потеряна, посчитать, сколько часов или минут находится в воздухе, на какое количество времени осталось горючего.

Зная район действия (оговоримся, что в этой статье речь вдет о ближних бомбардаровщиках), штурман берет курс с места ориентировки на какой-нибудь ближайший линейный ориентир, который должен проходить перпендикулярно новому курсу. Долетев до линейного ориентира, штурман ищет характерные об’екты (крупные ж-д. узлы, мосты и т. п.) и принимает решение итти вправо или влево по линейному ориентиру. Здесь он окончательно уточняет местонахождение самолета и берет курс на свой аэродром.

Однажды со мной был такой случай. Летали мы на одиночное бомбометание. Легли на обратный курс, и, пока я записывал время бомбометания, мы отклонились градусов на 50 правее. Шли на высоте 150 м. Выше нельзя было подняться из-за облачности. По времени должен бы уже быть аэродром, но его все нет и нет. Погода совсем испортилась. Я решил итти дальше, не ломая курса. На небольшой высоте мы проскочили большой железнодорожный узел. Попробовал прочитать название станции, но снег залепил доску. Так как я знал, что мы уклонились вправо, а следовательно южнее, то я решил, что этот крупный узел был М. Взглянул на карту. Севернее М. должны были быть железнодорожный мост и две реки. Принимаю решение итти на север. Вот и мост. Значит, мои предположения оказались правильными.

Для того чтобы избежать потери ориентировки, надо тщательно изучить район действия. Штурман должен знать сеть линейных ориентиров, крупных населенных пунктов, месторасположение лесных массивов. Населенные пункты лучше запоминать по их конфигурации, а не по величине, так как зимой размеры сел и деревень скрадываются снежным покровом. Обязательно нужно знать напамять шоссейные дороги, ибо они зимой хорошо выделяются в виде прямой темной линии, в то время как проселочные дорога могут быть занесены снегом и, кроме того, они обычно очень извилисты.

В воздухе следует соблюдать элементарные правила штурманского дела: точно выйти на ИПМ, следить, чтобы летчик сохранял курс, высоту и скорость. Подлетая к линии фронта, нужно уточнить местонахождение самолета. Без особой необходимости не следует ломать курса, не увлекаться излишними маневрами. После бомбометания необходимо записать время и, дав курс на аэродром, следить за землей, пока не убедишься в точном курсе.

Штурман эскадрильи старший лейтенант А. Морозов.