Герои публикации:

Гальцов И.

Летчик И. Гальцов 

Обучение слепому полету молодого летчика
// Сталинский сокол 13.03.1942

Умение пилотировать самолет вне видимости земных ориентиров, пользуясь лишь приборами, обязательно для каждого летчика. Только пилот, в совершенстве владеющий техникой слепого полета, может считаться полноценным летчиком.

Навыки слепого полета надо прививать летчику еще на первоначальной стадии обучения технике пилотирования и затем систематически совершенствовать и развивать их.

Как же вести это обучение?

Приступая к занятиям, надо позаботиться о необходимых учебных пособиях. Простейшее учебное оборудование можно легко сделать в любом подразделении. Для этого не требуется больших затрат ни средств, ни времени. Так, например, в летном подразделении, которым командует т. Кузнецов, собственными силами изготовлен макет закрытой кабины. Там приспособлены компас и «пионер»: из фанеры вырезана дугообразная рама, слева в ней отверстие для компаса, а в передней части установлен «пионер». Кабина покрывается колпаком. В нем смотровое окно для инструктора. На этом приборе обучающийся учится безошибочно выдержись компасный курс, знакомится с техникой разворота и другими элементами полета.

Пользуясь этим макетом, инструктор может, например, дать слушателю такие задания: поставить курс 230°, произвести разворот на 80° влево, сделать вираж вправо с креном 15° и т. д., и т. п.

Макет закрытой кабины дает возможность обучаемому научиться правильно и быстро реагировать на показания приборов, что имеет огромное значение для дальнейшей летной практики.

В подразделении должен также иметься станок, работая на котором, слушатель привыкнет концентрировать свое внимание на определенной группе приборов и быстро действовать в соответствии с их показаниями. Этот станок легко изготовить на месте.

В некоторых подразделениях для станка скопирована основа устройства ручного и ножного управления самолетом, а впереди установлена приборная доска. На ней макеты приборов, соединенные со щитом инструктора. Сидя рядом с обучаемым, инструктор может, поворачивая ручки прибора на своем щите, перемещать стрелки на макетах «пионера», высотомера, вариометра, компаса, показателя скорости и проборов винтомоторной группы. Очень важно одновременно с этим задавать слушателю короткие вопросы, стремясь, чтобы он глубже усвоил технику управления самолетом.

Первое время молодой пилот обычно, увлекшись тем или иным прибором, забывает о существовании других. Но постепенно в результате длительней тренировки он уже свободно следит за всеми приборами.

Говоря о методике обучения слепому полету, надо прежде всего отметить, что всякое отступление от программы, перескакивание через упражнения, непоследовательность в прохождении тем могут отрицательно сказаться на подготовке обучающегося. Обучаемый должен глубоко изучить приборы, верить в них, не полагаться на собственную «интуицию», которая, к сожалению, очень часто подводит даже опытных летчиков.

Пробудить и разжечь интерес к слепому полету – вот что очень важно в методике обучения. Здесь огромное значение имеет умелый подход к слушателям.

Если инструктор свыкается с ошибками пилота в технике пилотирования и своевременно не реагирует на них, то этим он лишь удлиняет процесс обучения.

Особенно важно следить за правильностью управления рулями и помнить, что в слепом полете управление имеет много особенностей. Так, например, когда ваш нужно устранить крен, то в обычном полете вы делаете плавное движение, обратное крену, и увеличиваете тем самым давление. Устранив крен, ставите управление в нейтральное положение и затем смотрите за наземными ориентирами. В слепом полете приходится производить движения двойные, и определять положение машины по земным ориентирам нельзя.

Особое значение в пилотировании по приборам приобретает регулировка самолета. Часто обучающиеся пилоты привыкают к некоторому давлению ручки управления на ладонь и считают это нормальным, тогда как такая регулировка самолета при полетах по приборам должна быть отвергнута: она вредно отражается на качестве обучения. Регулировка самолета нужна правильная. Никакого давления на ладонь при горизонтальном полете допускать нельзя. Давление появляется в тот момент, когда вы, желая поставить самолет в нужное положение для полета, действуете рулями или же когда самолет выводится из первоначального положения внешними силами.

В процессе обучении инструктор встретит целый ряд других вопросов. Было бы неправильным, да и невозможно преподать готовые решения на все случаи летной практики. Притом руководитель должен исходить в своей работе индивидуальных качеств и склонностей каждого пилота. Главное в обучении слепому полету, как мы уже отмечали, в том, чтобы привить обучаемому веру в приборы, научить его безошибочно и быстро реагировать на их показания; если обучаемый с этим делом справится успешно, он будет хорошим летчиком.

Летчик И. Гальцов.
Среднеазиатский военный округ.