Игнатов Г.

Кацовский Г.

Карпенко

Когрушев Григорий Александрович

Малютин

Медведев

Стаценко

Шебалов И.

Розанов Александр Петрович (автор)

Военинженер 2-го ранга А. Розанов 

Работа рационализаторов
// Сталинский сокол 13.03.1942

Война требует строжайшей экономии металлов, особенно цветных, и замены их наиболее дешевыми и доступными материалами.

Инженеры и техники нашей мастерской искали разрешения этого вопроса в условиях небольших мастерских, не отправляя самолеты для переоборудования на заводы. Напористость, живая выдумка, изобретательность многое сделали возможным и принесли уже серьезные результаты.

Нам удалось некоторые детали (например, тоннель водорадиатора на самолете типа «МИГ»), изготовляемые из цветных сплавов, заменить новыми, сделанными в нашей мастерской из очень дешевого и имеющегося в изобилии материала. Производство наших заменителей гораздо проще и быстрее. Попутно мы упростили конструкцию этих деталей. По своей крепости и прочности они не уступают прежним дюралевым.

Также удалось нам заменить листовой металл и в вооружении (бомбовые касеты) некоторых типов самолетов. И опять мы смогли упростить, удешевить и убыстрить изготовление важных деталей, обеспечив достаточную их прочность, не уступающую в эксплоатации прочности металлических образцов этих же деталей.

Группа энтузиастов – зам. нач. цеха лейтенант Г. Кацовский, мастер цеха И. Шебалов, работник мастерских Г. Игнатов, красноармеец В. Стаценко – работала днями и ночами. То, что отыскивала рационализаторская мысль, тут же воплощалось в практике.

Наконец, опытный образец был изготовлен и проверен испытаниями.

Второй задачей, которую поставили перед собой рационализаторские силы нашей мастерской, было изготовление пламягасителей и глушителей для некоторых авиамоторов. Мысль о пламягашении и шумогашении авиамоторов не нова. Попытки делались и у нас, и за границей. Но все эти приспособления приводили обычно к тому, что, заглушая в какой-то степени шум мотора, вызывали большую трату (до 40 проц.) мощности самого мотора. Требовалось найти иное разрешение вопроса.

Мы нашли такое разрешение для моторов АМ-35-А и М-11. Наши пламягасители и глушители были испытаны в полетах подполковником Карпенко, подполковником Когрушевым, военинженером 2-го ранга Малютиным, воентехником 2-то ранга Медведевым и автором этой заметки. Испытания показали: пламягашение достигается полное, шум мотора приглушается примерно на 20—30 проц. и делается ровным, без тресков. Мощность моторов на разных высотах не снижалась.

Военинженер 2-го ранга А. Розанов.